"Исторические фото" - Олег Шарп

"Исторические фото" - Олег Шарп

Фрума Хайкина - едва ли не самая жестокая женщина, порождённая Советской властью.

Её боялись как огня. Потому что она убивала людей без раздумий: в ее личном активе порядка 200 человек.

Худенькая, черноволосая и очень решительная, она прожила три жизни под разными фамилиями.

Жизнь первая. Хайкина.
6 февраля 1897 года в Новозыбкове Черниговской губернии в семье еврейского чиновника родилась дочка Фрума.

Она получила домашнее образование в пределах двух классов и прилежно, как и положено девочке из приличной еврейской семьи, училась шить.

Жизнь вторая. Щорс
К революционному движению Фрума примкнула в 1917 году. В 1918-м она объявилась в городе Унече (ныне Брянская область) во главе отряда китайцев и казахов, которые до революции были наняты на строительство железной дороги. Теперь они остались не у дел, и новая власть быстро сформировала из них боевые отряды при местных ЧК.

Боевой задачей отряда было наведение революционного порядка на приграничной станции. Вчерашняя курсистка стала полной хозяйкой в Унече. Она ходила в кожаной куртке и в кожаных штанах, всегда в сопровождении своих китайцев и с маузером на боку. Этот маузер Фрума не затруднялась пускать в ход в случае необходимости. Она была главой местной ЧК и членом Унечского ревкома.
Стоило ей увидеть «чуждое настроение» белогвардейца или представителя буржуазии, как эта худенькая девушка приказывала: «Расстрел!» Китайцы приводили приговор в исполнение немедленно.

Есть и более пикантные воспоминания. «Все ее слушаются. Она сама обыскивает, сама судит, сама расстреливает: сидит на крылечке, тут судит, тут и расстреливает», — передает рассказ очевидца в своих воспоминаниях Надежда Тэффи. И дальше: «Ни в чем не стесняется. Одним словом, скажу, что самый простой красноармеец иногда от крылечка уходит куда-нибудь в сторонку. Ну, так вот, эта комиссарша никуда не отходит и никакого стеснения не признает…»

Хайкина появилась в Унече зимой. А через несколько месяцев, весной 1918 года, сюда же прибыл Щорс. Разумеется, командир полка и хозяйка местной ЧК не могли не встретиться. Они встретились и закрутили любовь. Поздней осенью 1918 года Фрума вышла замуж, и фамилия ее стала Щорс. Но даже после этого Фрума с кожаными штанами и маузером не рассталась. В воинских формированиях под командованием Щорса тоже были свои службы ЧК, и супруга красного командира их с успехом возглавила. Под ее руководством выявили всех, кто сотрудничал с гайдамаками, и расстреляли. При этом не щадили ни женщин, ни детей.

30 августа Щорс был убит во время боя с петлюровцами. Фрума сочла за благо уехать с Брянщины, причем сделала это под предлогом, который многим тогда показался надуманным: она увезла тело мужа, чтобы похоронить его как можно дальше и тем спасти от возможных надругательств со стороны петлюровцев. Местом захоронения была избрана отчего-то Самара. На этом история «Хаи в кожаных штанах» завершается.

Жизнь третья. Ростова.
Овдовев, Фрума Ефимовна взяла себе фамилию Ростова, отказавшись и от девичьей, и от мужниной. Она получила техническое образование, участвовала в стройках системы ГОЭЛРО на московских авиазаводах.

Но после 1935 года, когда Сталин решил, что украинскому народу тоже нужен свой герой вроде Чапаева и началась «канонизация» Фрумы Ефимовны. Она работала по преимуществу «вдовой Щорса». Участвовала в качестве консультанта в съемках фильма Довженко о Щорсе, присутствовала на репетициях оперы «Щорс», помогала в подготовке к печати сборника «Легендарный комдив», в котором были и ее воспоминания. Много выступала и участвовала в различных мероприятиях. Ей, как вдове героя гражданской войны, выделили квартиру в «доме на набережной».

Ее дочь от брака с Щорсом Валентина вышла замуж за известного советского физика И.М. Халатникова.

Умерла Фрума Хайкина-Щорс-Ростова в 1977 году восьмидесяти лет от роду. И ничего ей за все убийства и злодеяния не было. А вы говорите: Коломойский...

Off!

Helgi Sharp