Исторический ликбез: «Царский манифест»

Исторический ликбез: «Царский манифест»

В этот день 160 лет назад крестьянам Российской империи начали зачитывать царский манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». То есть, было отменено крепостное рабство.
Немедленно по всей России вспыхнули крестьянские восстания. Причин было две. Во-первых, мужики хотели воли, но не такой, какую им даровали. Они хотели, чтобы царь отобрал у помещиков землю и отдал им "на халяву", то есть даром.
Советские историки терриконы книг написали про то, какими "кабальными" были условия освобождения. Дескать, с бедных крестьян помещики три шкуры драли за землицу. На самом деле это - мягко скажем, неправда.
Условия получения земли в собственность крестьянами были, конечно, не "халявными", но вполне преемлемыми. Мужики были обязаны уплатить помещикам немедленно всего 20% стоимости получаемого надела. Остальные 80% суммы обеспечивало государство, выделяя крестьянину долгострочный (на 49 лет) кредит под 5,6% годовых - классическую ипотеку. Причем со временем выкупные платежи сокращались, а в 1907 году за три года до окончания термина и вовсе прекращены.
Но до сих пор некоторые про какую-то "несправедливость" вещают. Мол, переплатили (с учетом процентов по кредиту) мужики за 49 лет почти втрое больше стоимости замли. Ну, так, это ж кредит, а не подарок. Посчитайте, сколько сейчас только за 10 лет на ипотеке за квартиру переплачивается. А земля не квартира, она прибыль дает - если, конечно, работать-не лениться да не дедовскими методами.
Современные историки и экономисты, свободные от оков коммунистической идеологии, однозначны: такая ипотека в те времена была вполне справедливой и сбалансированной. Но...
Но тогда русские мужики желали только одного: ха-ля-вы.
И это желание уже в 1917 году проросло массовым "отнять и поделить", которое очень хорошо использовали большевики и разнообразные социалисты.
Вы еще желаете поспорить с тезисом про мужиков-халявщиков? А знаете, кто такие "дарственники"? В рамках земельной реформы 1861 года была предусмотрена интересная модель. Мужик мог отказаться от льготного выкупа помещичьей земли, получив от него по обоюдному соглашению на-ха-ля-ву, то есть абсолютно бесплатно "дар" - 1 десятину (1,1) гектар на душу мужского населения в семье.
И многие меняли перспективу получения значительно большего надела за деньги на мизерный, но "халявный" участок. Таковых в Европейской России было от 20 до 50 %.
Естественно, они не могли вести эффективное хозяйство, учитывая примитивный уровень механизации и агротехники, постепенно беднели, пополняя ряды батраков или тех, кто занимался отхожим промыслом: летом на своем клочке земли, зимой - на шахтах Донбасса, например.
Именно потомки этой категории любителей "халявы" через полвека станут главными действующими лицами "революционного движа" в городе и на селе, питательной средой большевистской заразы, членами "комбедов" и колхозными активистами.
Была и другая категория русских мужиков (в Украине таковых не наблюдалось), которые требовали, чтобы им воли не давали. Потому как при барине завсегда лучше - барин за тебя думает; барин тебе работу дает; барин на Пасху пятак подарит и чарку нальет халявную; барин перед другим барином и перед чиновником защитит, а в неурожайный год и подкормит. Не надобно ни думать, ни рисковать...
Вы спрашивали, почему русские и украинцы не "одиннарод"? Да вот ведь вам "картина маслом"!
P.S. Традиционно.
"Народ, который не знает, или забыл свое прошлое, не имеет будущего" (Платон).
От себя добавлю: такой народ обречен ходить по граблям, причем, по кругу.