"Исторический ликбез: о Хлебе" - Павло Бондаренко

"Исторический ликбез: о Хлебе" - Павло Бондаренко

Очередной исторический ликбез. Для тех, кто никогда во времена СССР не жил и верит рассказам про «зато в Советском Союзе хлеб 16 копеек стоил, а паляница – 22». Для тех, кто жил в относительно благополучных городах высшей и 1 категории снабжения, и не видел реалий жизни большинства советских людей.

Жил-был в советском Киеве инженер Леонид Решетняк. Он имел тайное хобби, о котором не знали даже его ближайшие друзья. Леонид Решетняк снимал жизнь советских людей в 70-80-е годы, т. е. во времена расцвета «развитого социализма». В том числе на своей «малой родине» - Сумщине. Одной из тем был триптих (т. е. три снимка) о Хлебе.

На первом фото мы видим перегрузку хлеба из машины на конную повозку, которая дальше должна была доставить хлеб в села, куда «хлебовозка» не могла пробиться по причине бездорожья. Это 1987 год. Обратите внимание на торчащие ребра колхозных лошадей-доходяг.

А еще обратите внимание на лотки для хлеба на земле. Они вернутся в райцентр на хлебозавод и снова их наполнят хлебушком чтобы отвезти в другие села. Не говоря уже о пыли, грязи и «подарки» от размахивающей хвостом лошади. Такие вот санитарно-гигиенические нормы в СССР конца ХХ века.

Второй снимок - другая повозка в другом селе. Хлеб в старой телеге навалом. Санитарные нормы? Нет, не слышали. Какие нормы, если хлеб везет вонючая костлявая лошадь. Кстати, обратили внимание как одевались советские селяне? Напоминаю: это 1987 год. Начало коммунистической «Перестройки». Интересно, как они вот это вот перестраивать собирались?

Третий снимочек - крупным планом. Тот же год, другое село, другая телега, другие лошади, другой хлеб. Но все так же - навалом на грязном брезенте в телеге, которая до этого возила все, что угодно от силоса до навоза и после будет возить. До встречи очередной «хлебовозки» из райцентра.

Ну, и клячи с хвостами рядом. Кто-то рискнет сегодня испробовать такого хлебушка «по 22 копейки» из-под лошадиного хвоста?

А в сами села машины попасть не могли, ибо вот такие дороги не давали возможности. На четвертом фото - учитель возвращается домой с работы. Днем еще ничего, можно попрыгать, а с наступлением темноты только резиновые сапоги выручали.

Кстати, осенью 1982 года умер дед вашего покорного. До сих пор перед моими глазами сцена - гусеничный трактор тянет на тросе примерно по вот такой дороге машину с гробом на кладбище, а мы следом бредем - все как один в резиновых сапогах. Так это был Донбасс, три километра до шахтерского города-«стотысячника»...

И когда какой-нибудь любитель советского прошлого будет вам рассказывать о том, в каком нынче упадке села, уразумейте – это как раз наследство СССР. И во многих селах впервые за всю их историю фельдшерские пункты и аптеки в последние 6 лет появились.
А еще спросите у любителя, что в СССР означал термин «ликвидация неперспективных деревень». Эти любители почему-то некоторые вещи не любят вспоминать.

ЗЫ. Народ, который не знает своей истории, обречен ходить по кругу. Причем по граблях: 1654, 1663, 1709, 1812, 1918, 1991, 2010, 2019…

Павло Бондаренко