Исторический ликбез: о «самом гуманном советском правосудии»

Исторический ликбез: о «самом гуманном советском правосудии»

Для тех, кто ностальгирует по советским временам, а также тех, кто в СССР не жил, но верит песенкам о том, «как хорошо в стране советской жить». Мой вам «исторический ликбез» о «самом гуманном советском правосудии».

В августе 1960 года КГБ разоблачил группу «валютчиков». Так называли тех, кто занимался подпольным обменом рублей на иностранную валюту и наоборот, ибо в СССР свободного рынка валюты не было.

Тем, кто стенает «а вот курс доллара в СССР был 67 копеек» напомню, что это вранье. Тот «курс», который печатался в газете «Известия» никакого отношения к курсу не имел – его лепили «от фонаря», для пропаганды.

Реально в банках у иностранцев советская власть покупала доллары по курсу 8-10 рублей. Но и этот курс был занижен. «Валютчики» приобретали доллар по 25 рублей, а продавали желающим едва ли не вдвое дороже.

А желающих было море – моряки, туристы, которые имели возможность (выпускали далеко не всех) посетить Югославию, Финляндию или Францию, спортсмены, члены официальных делегаций, ученые, дипломаты и т. д. Многие хотели привезти из-за границы дубленку, джинсы, обувь и другие качественные товары, которых в СССР был острейший дефицит. Некоторые хотели импортные автомобили.

Словом, спрос на валюту был. А в Госбанке меняли мизерное количество рублей на валюту причем по справке: едешь в составе туристической группы в Югославию? Вот тебе 50 долларов и ни в чем себе не отказывай.

И вот КГБ раскрыл «валютчиков» - Яна Рокотова, Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева. По существующему тогда закону, им дали «на всю катушку» - по 8 лет лагерей. Но.

Но на следующий год Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев посетил Германскую Демократическую Республику и, очевидно в ответ на хвастовство (а похвастаться Хрущев любил) о том «как хорошо в стране советской жить» ему сказали что-то вроде «Тогда почему у вас такой жуткий «черный рынок»? Такого нигде в мире больше нет».

Никита Сергеевич взбеленился. Вернувшись в СССР, он затребовал дела на всех валютчиков и фарцовщиков. И приказал организовать громкий показательный процесс, чтоб «неповадно было». Но даже в СССР громкого процесса за подпольную торговлю югославскими штанами или итальянскими кедами не получилось бы. И тогда кто-то вспомнил о выдающейся «троице», которая валила лес где-то в тайге.

Было срочно организовано «письмо трудящихся», которые «возмущались» мягкостью приговора. Несчастных з/к вернули с «зоны» и судили вторично. Судить повторно это нарушение всех норм юриспруденции, но в СССР чхать хотели на законы.

Поэтому Рокотову, Файбишенко и Яковлеву «впаяли» 15 лет. Согласно тогдашнему законодательству такой срок по «валютным» делам могли дать только если человек до изобличения в преступлении был ранее судим. Эти трое не были. Но в СССР чхать хотели…

Генеральному прокурору СССР Руденко (ага, тому самому, главному обвинителю от советской стороны на Нюрнбергском трибунале), который объяснял генсеку тонкости криминального законодательства, Хрущев пригрозил: «Не думайте, что ваша должность пожизненна!»

Но и 15 лет Хрущева не удовлетворили. Он требовал расстрела!
И тогда советские законодатели не только плюнули на все нормы закона. Они положили на него известный анатомический орган. В спешном порядке Указом Президиума Верховного Совета был исправлен уголовный кодекс, в него была введена «расстрельная» норма. Рокотова, Файбишенко и Яковлева судили в третий(!) раз и дали «вышак».

«Закон обратной силы не имеет». На этом фундаментальном принципе стоит мировая юриспруденция. Он – основополагающий. Нельзя судить человека по закону, принятому после совершения деяния. Это все равно, что принять закон о смертной казни за самогоноварение и расстрелять всех, кого поймали на этом за последние 10 лет. Расстрел вызвал протесты даже у следователей по делу, так как был вопиющим нарушением фундаментальных принципов права.

Во время третьего судилища Рокотов сказал подошедшему к нему журналисту: «Они меня расстреляют. Они не могут без расстрелов. Но я хоть пожил два года (они в течение этого периода занимались валютой) как человек, а не как тварь дрожащая».

Расстрел вызвал протесты даже у следователей по делу. Но ничего поделать было нельзя. Ведь СССР – самая справедливая страна в мире, и его суд самый гуманный и честный суд в мире. Кстати, по решению горкома КПСС от должности был отстранён председатель Московского городского суда Громов за «мягкость» первоначального приговора. Отстранен за то, что следовал закону.

И еще одна «изюминка». Тот Указ от 01.07.1961 «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил о валютных операциях» был подписан Председателем Президиума Верховного Совета СССР Брежневым, зять и дочь которого собирали валюту чемоданами и секретарем Президиума Верховного Совета СССР Георгадзе, который коллекционировал доллары, фунты стерлинги и другую валюту килограммами, что выяснилось в результате «разборок» и грызни за власть в советской партийной верхушке спустя 20 лет после расстрела Рокотова, Файбишенко и Яковлева.

А теперь давайте, начинайте мне бухтеть о том, какие коммунисты были честные и какое вкусное было мороженое в стране «где так вольно дышит человек»(с)

Павло Бондаренко