История Харьковской областной государственной администрации (ХОГА)

История Харьковской областной государственной администрации (ХОГА)

Когда в 1925 году ЦК КП(б)У переехал из дома № 44 на Сумской в здание бывшего Губернского земства и встал вопрос о его реконструкции и надстройке, разработка проекта была поручена молодому архитектору Якову Ароновичу Штейнбергу. В журнале «Будівництво» за 1931 г в небольшой статье «Надбудова будинку ЦК КП(б)У» автор проекта коснулся возникших в этой работе проблем и выбранных путей их решения. Ниже приведены основные положения этой статьи:

  1. ЦК КП(б)У разместился в двух зданиях, построенных в разное время и отличающихся друг от друга этажностью, окраской, фактурой и стилем: трёхэтажное – в стиле ампир и двухэтажное в стиле ренессанс.Над двухэтажным требовалось надстроить три этажа, над трёхэтажным – два. Кроме того, планировалась пристройка новых помещений. Объём здания, таким образом, должен был увеличиться от 28 000 куб. м. до 66000 – за счёт надстройки помещений объёмом 27000 и пристройки - объёмом 11000 куб. м.

  2. Такое увеличение объёма здания не могло быть осуществлено путём механической надстройки на старых стенах, а потребовало значительных реконструкционных работ. В двухэтажном здании главная лестница была расположена посередине здания и освещалась верхним светом. Это пригодно для двухэтажного дома и недопустимо для пятиэтажного, поскольку в этом случае при эвакуации персонала основная вертикальная магистраль не имела бы естественного освещения. Положение ухудшалось ещё и тем, что необходимо было устанавливать лифт. Всё это заставило приблизить лестницу к надворной стене, что, в свою очередь, обусловило один из элементов архитектурного образа реконструированной части здания. То же можно сказать и о вестибюле, гардеробе и т.д. – достаточные для двухэтажного здания, они из-за малой пропускной способности становятся непригодными для пятиэтажного.

  3. Новый дом на улице, как правило, оказывается между соседями, выстроенными каждый в каком-то своём стиле, выбранном построившим его владельцем: за ампиром может следовать стиль мавританский, за ним кирпичный или готика или украинский барокко и т.д. Как следствие соседства разностильных зданий по горизонтали возникает некий динамический ансамбль улицы. Те законы, которые действуют в горизонтальном направлении, должны работать и по вертикали: так же, как формируется ансамбль по горизонтали, происходит его формирование в вертикальном направлении. Другими словами, стили в одинаковой степени могут чередоваться как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном. Можно представить себе, например, что надстройка зданий вдоль улицы спланирована таким образом, что в пределах целого квартала возникнут горизонтальные пояса надстроенных этажей, под которыми останутся готика и ампир прежних зданий, и улица, сохранив их ансамбль, приобретёт новый, предопределённый планом, вид.

  4. О некоторых элементах нового здания:

а) Размещение отделов по этажам должно определяться частотой их посещения: те отделы, в которые посетители заходят чаще, должны располагаться ниже. Это будет способствовать уменьшению перемещений по лестнице и позволит создать условия для сосредоточенной работы.

б) Большой зал для собраний, конференций, съездов – на 650 мест в самом зале и 75 мест в президиуме - запроектирован в форме трапеции с закруглённой задней стеной. В узкой части зала размещён президиум, трибуна для выступающего, места для стенографисток – на приподнятой площади для лучшего обзора. Форма зала определяется требованиями акустики. Места в зале располагаются террасным амфитеатром по закону параболы – оптической кривой. Источники света спрятаны в вертикальных ребордах потолка, чтоб их не было видно находящимся в зале. Они равномерно освещают потолок-рефлектор, что обеспечивает равномерный, рассеянный свет. Зал размещён в пристройке, окружённой зеленью для снижения уровня шума. При президиуме – комната для курения, помещения для стенографисток и пр.

в) Под залом для заседаний – большая столовая, под которой находится кухня со вспомогательными помещениями.

1 матра 2014 года в Харькове по инициативе мэра Геннадия Кернеса на площади Свободы был проведен митинг, на котором с российскими флагами выступали сам Кернес и бывший глава Харьковской ОГА Михаил Добкин. По окончании митинга между участниками мероприятия и активистами харьковского Евромайдана произошла стычка, в ходе которой использовались палки и слезоточивый газ, после чего сторонники Кернеса начали штурм здания Харьковской облгосадминистрации, контролируемого представителями Самообороны Майдана и «Правого сектора», в результате чего здание было захвачено, а на крыше здания администрации украинский флаг был сорван и установлен российский. К вечеру сепаратисты покинули здание госадминистрации, а российский флаг был снят.

6 апреля 2014 года пророссийские демонстранты вторично захватили здание госаминистрации[6] под аплодисменты местной милиции. По состоянию на утро 7 апреля здание ОГА было освобождено от захватчиков