"История одной спецоперации" - Борислав Береза

"История одной спецоперации" - Борислав Береза

Есть в Израиле разные спецслужбы. Есть Моссад, есть Магав, а в нем есть ЯМАМ и ЯМАС, есть Дувдеван есть многие иные. Все они стоят на страже безопасности Израиля. Служба там почетна, но секретная. Я хочу рассказать о Тринадцатой флотилии (Шаетэт 13) и их операции совместно со спецподразделением Генерального штаба ЦАХАЛ "Сайерет Маткаль". Вернее об одной из операций.

В отличие от остальных формирований специального назначения, Тринадцатая флотилия является подразделением военно-морского флота ЦАХАЛа, а по важности и эффективности выполняемых заданий, справедливо считается уникальной. Одной из самых ярких страниц в истории Шаетэт 13 была операция “Весна юных”, которая была проведена бойцами Тринадцатой флотилии совместно с разведчиками-десантниками и службой внешней разведки Моссад. Операция состоялась 9-10 апреля 1973 года.


В начале февраля 1973 года командир “Сайерет Маткаль” подполковник Эхуд Барак был вызван к тогдашнему директору “Моссада” Цви Замиру. Выложив перед командиром спецназа три чёрно-белые фотографии лидеров ФАТХ, Замир посвятил Барака в суть разрабатываемой операции.

В центре ливанской столицы в Бейруте в нескольких хорошо защищенных многоэтажных зданиях располагались штабы и квартиры террористов из организации «ФАТХ» и «Черный Сентябрь», ответственной за убийство израильских спортсменов на мюнхенской олимпиаде в сентябре 1972 года. Там же находились и лидеры террористов. Они и были главными целями.

Началась подготовка операции и сбор информации. Только после того, как вся необходимая разведывательная информация попала в руки командира “Сайерет Маткаль”, Барак собрал своих офицеров и ввёл их в курс разрабатываемой Генштабом и спецслужбами операции “Весна Молодости”. Прежде всего предстояло решить, каким образом группа спецназа численностью около 20 человек, обвешанных оружием, доберётся через весь город до цели, не привлекая к себе внимания. Напрашивалось лишь одно решение. Разбить десант на отдельные мобильные группы, по два-три человека, и так пробиваться к точке общего сбора. Майор Муки Бецер предложил оригинальное дополнение к основному плану. Замаскироваться под "влюблённые парочки". Те бойцы, что ростом пониже, загримируются под женщин, а те, кто покрупнее, станут играть роль их ухажеров.

Пришлось приложить немало усилий, чтобы приобрести в разных тель-авивских магазинах модной одежды, женские элегантные костюмы больших размеров. Одежда должна была быть на два-три размера больше необходимого, чтобы под ней можно было спрятать оружие и боеприпасы. Не могло быть и речи о том, чтобы подъехать к объекту, машины было решено оставить в соседнем квартале и пробираться к точке общего сбора пешком, неся всё необходимое на себе. “Девушки” в своих лифчиках и под кофтами прятали “Мини-Узи”, обоймы и гранаты, а “их ухажёры” несли в элегантных, только вошедших в моду, чемоданчиках “Джеймс Бонд” складные автоматы и заряды пластиковой взрывчатки.

Пока шла подготовка к операции бойцы “Сайерет Маткаль” проводили время в ежедневных изнурительных тренировках. Учиться пришлось многому, в том числе и тому, с чем раньше ни одному спецназовцу сталкиваться не доводилось. Как выяснилось, самым сложным оказалось научиться ходить на каблуках. Стирая до крови ноги, по многу часов в день “девушкам” приходилось тренироваться, чтобы выработать естественную женскую походку. Нужно было научиться "гулять" парами в обнимку, да так, чтобы со стороны всё выглядело вполне естественно. На каком-то этапе Барак даже подумывал о том, чтобы пригласить профессионального театрального режиссера.

Прежде чем приступить к отработке завершающей фазы операции следовало разрешить несколько первоочередных вопросов, без которых все последующие действия лишались смысла. Как доставить спецназовцев в Бейрут, город с миллионным населением, расположенный в ста двадцати километрах от северной границы Израиля? Высадка с вертолётов была отвергнута практически сразу же. Проникнуть в ливанскую столицу под видом иностранных туристов также было нереально. Оставался один путь – морем.

Днём 9 апреля из Хайфского залива в море вышли 8 ракетных и 4 торпедных катера. На палубах разместилось 48 быстроходных резиновых моторных лодок, предназначенных для сводного отряда морского десанта, включавшего в себя бойцов “Сайерет Маткаль”, морских коммандос “Шаетет-13”, спецназ 35-й бригады ВДВ и подразделения боевых пловцов “707”. С наступлением ночи, эскадра должна была приблизиться к территориальным водам Ливана и спустить на воду резиновые лодки. Затем спецназовцы должны были разделившись на автономные группы самостоятельно пробиваться к точке высадки.

Израильские бойцы на нескольких ракетных катерах приблизились на несколько километров к ливанскому побережью в разных его точках. Погрузившись на надувные лодки, десантники и бойцы Тринадцатой флотилии подошли к берегу и высадились. На берегу их ожидали агенты Моссада с автомобилями, которые они заранее арендовали в Бейруте. Бойцы были в специальных непромокаемых полиэтиленовых костюмах, сбросив которые они оказались в сухой гражданской одежде.На машинах десантники и бойцы флотилии въехали в самый центр Бейрута, в район контролируемый террористами всех мастей.

В одном из двух семиэтажных домов, на втором этаже находился Камаль Эдуан - глава западного крыла боевиков и ответственный за организацию террористических актов против израильских граждан в Иудеи и Самарии. На третьем этаже того же здания был штаб Камаля Нацера - пресс секретаря террористической организации Арафата ФАТХ. На шестом этаже находился заместитель Арафата Юсуф-а-Наджир - глава палестинской разведки и руководитель организации «Черный Сентябрь».

Въехав в Бейрут спецназовцы остановились возле одного из домов на улице Вердун и оставив машины на попечение моссадовцев и двинулись в сторону района Рамлет эль-Байда. Шли парами, так, как отрабатывали на протяжении всех предшествовавших недель. На улицах было так много людей, что иногда приходилось буквально протискиваться через толпу. К счастью, на востоке не принято разглядывать женщину, когда она идёт в сопровождении мужчины, иначе, кто-нибудь наверняка заметил бы “грубую подделку”.

Эхуд Барак в чёрном парике возглавлял шествие, взяв под руку своего “кавалера” - майора Бецера. В лифчике Барака были спрятаны две упаковки пластиковой взрывчатки, а под просторной блузкой “Мини-Узи”. На расстоянии десятка метров за ними шла “молодая платиновая блондинка” – лейтенант Илан (Лони) Рафаэли (Ilan “Loni” Rafaeli) в сопровождении капитана Йони Нетаньяху.

Дальше все было делом техники. И несмотря на целую череду неприятных и неожиданных осложнений никто и ничто не смогло помешать планам ликвидаторов. Задача была выполнена, цели уничтожены, собрано большое количество секретных документов ООП, представлявших огромный интерес для израильских спецслужб, а спецназовцы без потерь покинули место операции. В результате этой дерзкой операции были уничтожены десятки террористов, главари террористических формирований, взорваны их штабы и уничтожены запасы оружия.

В состав группы израильских коммандос, высадившейся в центре Бейрута входили бойцы, которые со временем не только добились упехов на военном поприще, но и стали у руля государства. Командовал группой Эхуд Барак (в будущем начальник Генштаба, Премьер-министр, глава МИДа, глава МВД, министр обороны), переодетый в женское платье. В женщину был переодет и Амирам Левин в последствии командующий Северным округом ЦАХАЛа и Иони Нетанияху-брат нынешнего премьер-министра Израиля.

Я не стану делать какие либо выводы или проводить аналогии. Каждый это сделает для себя сам, но историю надо не только изучать. Необходимо делать анализ, находить для себя полезное и использовать успешный военный опыт по возможности. Надеюсь никто не забыл, что мы все еще воюем?

Борислав Береза