Статую Христофора Колумба, возвышавшаяся над южной частью Грант-Парка, убрали в пятницу утром, 24 июля, как раз перед 87-й годовщиной ее открытия.
Мэр Лори Лайтфут назвала это «временным удалением» и частью общей переоценки общественных памятников города. По ее словам, снос статуи был произведен ночью во избежание дальнейших демонстраций, которые стали небезопасными для протестующих и полиции. Неделю назад погромщики пытались стянуть памятник с постамента, обвязав его веревками и заставив толпу тянуть его на себя. Статуя ту ночь пережила, но демонстрации в дальнейшем вряд ли утихли бы.
Статуя вызывала множество противоречий с самого начала, задокументированных местными газетами в течение многих лет. Сначала конкурс «кто кого» с местным комитетом по вопросам искусства, обмен на новые налоги, а потом и благословение печально известного итальянского генерала и диктатора Бенито Муссолини. Последний прислал сообщение к церемонии открытия, в котором говорилось: «Италия, омоложенная фашизмом, рада присоединиться к празднованию».
Происхождение и скульпторы
К началу 30-х идея памятника Христофору Колумбу не была нова. Чикаго уже возводил статуи в его честь, прежде всего – бронзовый монумент по случаю Всемирной выставки 1893 года, который стоял в парке Арриго долгие годы, пока его тоже не убрали на той неделе.
Новая Чикагская Всемирная выставка, Столетие Прогресса 1933 года, еще была в стадии планирования. Образовался комитет по созданию памятника Христофору Колумбу во главе с итало-американским судьей Фрэнсисом Боррелли.
Комитет нанял итало-американского скульптора из Миннесоты Карло Бриоски, который уже изготовил статую Колумба в Миннесоте. Архитектор Кларенс Джонстон должен был помочь с пьедесталом.
Художественные разногласия
Вскоре между местным комитетом по искусству и рекламе и создателями статуи возникли публичные разногласия по поводу дизайна.
В декабре 1932 года совет по искусству заявил, что дизайн «очень плохой», и такая статуя не может стоять в общественном месте. Согласно Chicago Tribune, в отчете говорилось, что «правление комитета, не имеющее иных полномочий, кроме консультативных, обязано сообщить о провале серьезной попытки спасти жителей Чикаго от того, что, по нашему мнению, станет памятником, недостойным в своем художественном выражении своего местоположения или цели».
К этому времени фигура Колумба уже была отправлена в Италию для отливки из бронзы, а фундамент в Грант-парке - заложен.
Финансирование из Спрингфилда: «Они получили своего бронзового святого»
Помимо склок из-за дизайна, проблемой стало финансирование. Статуя должна была стоить примерно 50 000 долларов. Надпись на ней гласит, что она была установлена «итало-американцами из Иллинойса», и в большинстве источников говорится, что она была подарена городу итало-американской общиной Чикаго. Однако на строительство пошли и деньги из бюджета штата.
На впервые предложенный в 1932 году законопроект о финансировании статуи было наложено вето губернатором Луи Эммерсоном. Новый законопроект, выдвинутый пятью итало-американскими членами Палаты представителей Иллинойса, вновь был поставлен на голосование в Генеральной Ассамблее в мае 1933 года. Законопроект, предусматривавший выделение 15 000 долларов на статую, был одобрен 79 голосами «за» и 30 «против».
Член Палаты представителей Уэйл Гейл возражал против трат на памятники во время экономической депрессии, говоря: «В состоянии, в котором сейчас находится страна, нам лучше не облагать себя налогами на возведение памятников».
В статье Herald and Review отмечалось, что некоторые законодатели, выступавшие за бюджетное финансирование статуи, помогли принять первый в Иллинойсе законопроект о налогах на продажи в 1933 году, чтобы завоевать расположение демократов и заручиться поддержкой для «закона Колумба».
Когда билль попал в Сенат, законодатели были рады отплатить услугой за услугу, и сенатор-республиканец Джеймс Леонардо проголосовал за принятие закона о налоге с продаж, чтобы «закон Колумба» был принят.
В конце июня новый губернатор Генри Хорнер подписал законопроект, одобрив выделение 15 000 долларов. Herald and Review подвела итог: «В понедельник они обеспечили принятие губернаторского закона о налоге с продаж. Они получили своего бронзового святого».
Открытие статуи с Муссолини и Бальбо
На «Столетии прогресса» было много итальянских выставок, в том числе итальянский павильон и знаменитый трансатлантический перелет 25 гидросамолетов под руководством генерала Итало Бальбо. Премьер-министр Бенито Муссолини в ознаменование полета пожертвовал печально известный памятник «Бальбо», который стоит в Грант-парке с 1933 года. И Муссолини, и Бальбо участвовали в торжественном открытии статуи Колумба.
Бальбо, прибывший в Чикаго 15 июля 1933 года, на следующий день присутствовал на церемонии посвящения статуи. Он также послал телеграмму судье Боррелли для прочтения на церемонии официального открытия статуи 3 августа. Юго-восточная оконечность постамента статуи ознаменовывает трансатлантический перелет Бальбо, возвещая: «Этот монумент видел славу крыльев Италии во главе с Итало Бальбо, 15 июля 1933 г.»
На официальное открытие памятника 3 августа собрались около 25 000 зрителей, сообщает Chicago Tribune. Среди выступающих были губернатор Миннесоты Флойд Олсон, католический епископ Бернард Шейль, генеральный консул Италии доктор Гизеппе Каструччо и посол Италии Аугусто Россо.
Муссолини планировал выступить с речью на посвящении в прямом эфире с помощью коротковолнового радио из Италии, но вместо этого послание зачитал посол Россо. И завершалось оно, согласно Tribune, следующим образом:
«По инициативе итальянской общины Чикаго сегодня открывает памятник Колумбу, отважному генуэзскому мореплавателю, который с вдохновением и многострадальным терпением плавал по океанам, чтобы открыть новый континент. Италия, омоложенная фашизмом, рада присоединиться к празднованию. Уверенная в будущем, Италия послала сквозь небеса флот своих авиаторов, чтобы внушить американскому народу уверенность в том, что плодотворное сотрудничество двух великих наций ускорит наступление лучшего будущего».
Статуя Колумба была создана и открыта в то время, когда Соединенные Штаты были в относительно хороших отношениях с фашистской Италией. В данном смысле дипломатические жесты были вполне понятны на тот период времени, особенно на Всемирной выставке.
Тем не менее хвалебная надпись в честь Бальбо и связь с Муссолини поставили статую в ту категорию, что и самого «Бальбо»: визуальное напоминание об отношениях города с фашистской Италией.
В Италии большинство памятников и достопримечательностей, носящих имя Бальбо, после Второй мировой войны были снесены или переименованы, и вскоре после войны посол Италии в Соединенных Штатах Альберто Тарчиани попросил сделать то же самое в Соединенных Штатах. Чикаго эту просьбу не выполнил.
Оппозиция участию Муссолини в посвящении статуи Колумба - и претензии на «открытие» Америки Колумбом - были еще в 1932 году. Обозреватель Tribune размышлял: «Муссолини собирается отправить статую Колумба на нашу Всемирную выставку в следующем году. Что очень мило со стороны Муссолини и тех коварных личностей, которые говорят, что Дуче уверен: первооткрывателю Америки должно быть стыдно».