Иван Лапиков не смог окончить театральный институт из-за войны, но это никогда не мешало актёру играть на сцене и сниматься в кино. Он стал известен уже в зрелом возрасте и всегда с большим уважением относился к своим зрителям и поклонникам. Однако особо настойчивым поклонницам давал категорический отказ, объясняя: у него уже есть жена. Иван Лапиков и Юлия Фридман прожили вместе более 40 лет, но был в их жизни период, когда Юлия фактически сбежала от мужа и маленькой дочери, стараясь перечеркнуть своё прошлое.
Иван Лапиков
Иван Лапиков родился и вырос в простой крестьянской семье. Родители его были людьми трудолюбивыми и верующими, детей воспитывали в строгости, с малых лет приучая к сельскому труду.
Откуда в простом пареньке взялась неистребимая тяга к театру, совершенно непонятно. Но Иван Лапиков даже пошёл против воли отца, считавшего лицедейство профессией греховной. Сразу после окончания школы юноша уехал из Сталинградской области в Харьков, где поступил в театральный институт.
Он успел окончить лишь два курса, а потом началась война. Иван вернулся домой, сам пошёл в военкомат, служил рядовым, заработал медаль «За оборону Сталинграда». А после окончания войны был зачислен в труппу Сталинградского драмтеатра, где вскоре повстречал главную женщину своей жизни.
Юлия Фридман
Она была красивой и уверенной в себе, происходила из дворянской семьи и отличалась нравом решительным и твёрдым. Мама Юлии Фридман носила фамилию Готгольд, а отец - Романов. Правда, после революции ему пришлось сменить фамилию на Фридман, дабы избежать неприятностей. В 1937 году Александр Фридман, начальник Закавказской железной дороги, был арестован, а в тюрьме очень быстро умер.
Юлия после окончания театрального института получила распределение в Сталинградский драмтеатр, где уже трудился Иван Лапиков.
Служебный роман
По приезду в Сталинград начинающая актриса Юлия Фридман сразу же побежала в театр на спектакль, ей очень хотелось увидеть в работе своих будущих коллег, понять, с кем ей доведётся вместе работать. Из всех, кто был задействован в тот день в постановке, девушка особенно выделила исполнителя крохотной роли – Ивана Лапикова. Он играл столь достоверно и живо, что зритель тут же проникался к нему доверием.
Начались обычные театральные будни, а вокруг Юлии всегда крутились толпы поклонников. Она могла выбирать любого, но Иван чем-то крепко зацепил актрису. Сам он сразу решил: эта гордая красавица обязательно станет его женой. И стал настойчиво покорять Юлию Фридман. Иван Лапиков постоянно оказывал ей знаки внимания, по-крестьянски уверенно и настойчиво. Во время гастрольных поездок неизменно по утрам приносил с рынка любимое лакомство Юлии - томлёные в печи сливки. При малейшей возможности собирал для девушки ароматную землянику, исполнял целые пьесы на балалайке.
А потом подсел к ней перед спектаклем и надел колечко на палец. Правда, предложения не сделал, попросил лишь подумать: нужен ли он ей. Оказалось, не просто нужен: необходим, как воздух. Когда Юлия сообщила Ивану о том, что ждёт ребёнка, влюблённые расписались.
Побег из прошлого
Вскоре родилась Елена, а вместе с Лапиковыми поселилась мама Юлии Мария Фёдоровна, на которую и легли все заботы о малышке. Молодые родители неизменно пропадали на репетициях, спектаклях и гастролях.
Юлия Фридман очень быстро стала ведущей актрисой Сталинградского театра, она играла на сцене главные роли, а на улицах её всегда узнавали. Ивана Лапикова ценили, однако его карьера складывалась менее успешно, чем у супруги.
А после в их семью пришла беда: Юлия стала стремительно терять слух. Сказывались последствия контузии во время бомбёжки, под которую девушка попала, направляясь в эвакуацию. Ей могла бы помочь операция, однако молодая женщина после беседы с хирургом от неё отказалась: риски подобного вмешательства могли быть непредсказуемыми.
После увольнения из театра Юлия задумалась о дальнейшей своей жизни. Меньше всего актрисе хотелось, чтобы её жалели. А в Волгограде, где она была личностью заметной и известной, этого избежать было просто невозможно. Тогда актриса приняла решение оборвать все связи с прошлым. Она собрала вещи и уехала в Москву, оставив маму, мужа и девятилетнюю дочь. В столице Юлия Александровна стала преподавателем культпросветучилища, научилась читать по губам и пользоваться слуховым аппаратом.
Трудное возвращение
Иван Лапиков не оставлял надежды вернуть жену. Ездил в Москву, уговаривал Юлию, убеждал, просил. Но супруга была непреклонна: к прошлому возврата нет. Она ни разу не приехала в Волгоград, не навестила дочь и маму. Но Елену к маме привозили.
Иван Герасимович, поняв, что жена ни за что не вернётся в город, где с ней случилось несчастье, стал думать о том, как самому перебраться в Москву. Он любил жену, она любила его и лишь болезнь стояла на пути воссоединения семьи. В молодости он смог стать для Юлии Фридман единственным, но и теперь не собирался опускать руки.
И он смог всё же найти возможность переехать в столицу. Помогло ему напутствие Олега Ефремова, с которым Лапиков познакомился во время съемок в фильме «Командировка». А после утверждения актёра на роль Семёна Трубникова в фильме «Председатель», перебрался в Москву. Дочь Елена присоединилась к родителям только после окончания школы.
Союз двух единомышленников
По воспоминаниям дочери Иван Лапиков и Юлия Фридман были не просто мужем и женой. Они были настоящими единомышленниками, порой понимая друг друга даже без слов. Ни у кого, кто знал эту семью, не возникало и тени сомнения: брак этой пары действительно заключён на небесах.
Они были очень разными и в то же время не могли существовать друг без друга. У них никогда не было поводов для ревности. Когда у Ивана Лапикова появилась очень настойчивая поклонница, он строго отчитал её за навязчивость, объяснив: у него есть семья, которую он не собирается предавать.
Юлия Александровна не слишком любила заниматься домашним хозяйством, зато Иван Герасимович мог с лёгкостью приготовить обед из трёх блюд, навести порядок в квартире и присмотреть за внуком Алексеем, которого очень любил.
Ивана Лапикова не стало в мае 1993 года. Он скончался от сердечного приступа во время своего выступления перед военнослужащими в Наро-Фоминском районе. Юлия Фридман пережила его на 17 лет, бережно сохраняя память о любимом муже. Она ни с кем не делилась своими переживаниями, лишь беспокоилась о том, что имя супруга было незаслуженно забыто.