Израильский Моссад, вторая по величине разведывательная организация Запада, стал богаче и изощреннее под руководством Йоси Коэна, директора, близкого к Нетаньяху
14 декабря 2016 года Мохаммед Алзоари, инженер из Сфакса, Тунис, встретился с венгерской журналисткой тунисского происхождения. Многие годы Алзоари, хотя он и не был палестинцем, был причастен к попыткам Хамаса разработать и изготовить беспилотники. Он был очень осторожен, редко появлялся в общественных местах и о нем знали немногие. Но когда журналистка попросила его дать интервью для фильма о видных палестинцах, он заглотил наживку.
Интервью оказалось смертельной ловушкой: с момента его окончания за 49-летним Алзоари было установлено наблюдение. На следующий день, когда он ехал домой, его машину нагнал и ударил другой автомобиль. Из него вышли два человека и выстрелили ему в голову с близкого расстояния. Сразу после убийства Хамас заявил: он один из наших.
Вечером перед убийством Алзоари стало широко известно, что израильская комиссия по делам гражданских служащих проверяет, принимал ли шеф Моссада Йоси Коэн подарки от австралийского миллиардера Джеймса Пэкера. Коэн опасался, что его репутация будет запятнана участием в коррупционных расследованиях, начатых против премьер-министра Беньямина Нетаньяху, с которыми был связан Пэкер. Убийство Алзоари придало ему уверенности. «Так они говорят, что это мы сделали? – спросил Коэн во время разговора с приближенными лицами. – Очень хорошо. Пусть так и дальше думают».
В Тунисе власти быстро начали расследование инцидента. Довольно быстро они нашли машины и пистолеты с глушителями, которые использовали во время убийства. Журналистка не смогла покинуть страну и была задержана для допроса. Власти надеялись, что ее арест приведет к раскрытию сети, на которую она работала, но чем больше ее допрашивали, тем дальше они уходили от агентов Моссада, которые, как считалось, стояли за этим убийством.
Следователи надеялись на прорыв и решили проверить записи с находившихся рядом камер наблюдения, но вскоре они обнаружили, что камеры ничего не зафиксировали: ни прибытие машины, ни убийство, ни побег.
«Это не случайно, - сказал источник, знакомый с методами работы разведывательных агентств. – Большое внимание уделяется камерам безопасности. Результаты говорят сами за себя. Какие из убийств, приписываемых Моссаду в последние годы, были зафиксированы на камеру?»
И в самом деле, за 8 лет, которые прошли с момента убийства высокопоставленного члена Хамас Махмуда аль-Мабхуха в отеле в Дубае, не было ни одного сообщения о приписываемом Моссаду убийстве, которое попало бы на камеры наблюдения.
Новые методы
Два с половиной года прошли с тех пор, как Йоси Коэн стал шефом Моссада. При нем агентство претерпело ряд изменений: увеличился его бюджет, появились новые методы работы и стало проводиться больше операций.
В настоящее время в Моссаде напрямую работает около 7,000 человек, что делает его вторым по величине (после ЦРУ) агентством на Западе. Большая часть новых сотрудников работает в области новых компьютерных технологий.
Технологическое развитие заставляет разведывательные агентства применять разные методы работы: не только отправлять агентов во вражеские страны и вербовать местные источники для работы на разведку, но и делать так, чтобы люди работали агентами, сами того не подозревая; использовать наемников и применять новые возможности, к примеру, кибератаки. Чтобы избежать биометрической идентификации, а также скрыться от камер безопасности, шпионские организации вынуждены активнее втемную использовать местных агентов. В некоторых случаях сложные операции, в которых задействовано большое число участников, проводится без отправки агентов на вражескую территорию. Например, северокорейская разведка использует подобные методы.
Предшественник Коэна, Тамир Пардо был крайне осторожен. Источники говорят, что при нем Моссад старался не предпринимать рискованных действий.
«Пардо одобрял меньше операций, - рассказывает бывший агент Моссада. – В отделе, который занимается подготовкой операций, считали, что он постоянно опасался, что кого-то из людей раскроют. В то время царила мрачная атмосфера. Пардо, возможно, был прав относительно осторожности, ведь, кроме всего прочего, в конце концов ответственность лежала на его плечах. Но он, в самом деле, одобрял проведение очень малого числа операций».
Когда в начале 2016 года пост занял Коэн, его целью было вдохнуть новую жизнь в операционный процесс Моссада и разнообразить методы проведения операций. Хотя новые методы требовали более тщательной подготовки и увеличения количества персонала, в итоге, они принесли свои плоды.
«Некоторые люди в Моссаде скептически относились к возможности проведения столь сложных операций при помощи предлагаемых им методов, - говорит один из источников, причастных к работе разведки, - но Коэн вселил в них уверенность в том, что все возможно».
Убийство Фади аль-Батша, инженера Хамас, произошедшее 4 месяца назад, приписывают Моссаду. Убийцы нашли его в столице Малайзии Куала-Лумпуре 21 апреля и убили его, расстреляв с близкого расстояния. И снова камеры наблюдения ничего не зафиксировали.
Это был не первый раз, когда Малайзия оказалась связанной с убийством, приписываемым Моссаду. За полтора года до этого венгерская журналистка, которая брала интервью у Алзоари в Тунисе, написала статью о съемках фильма для малайзийской продюсерской компании. По данным тунисских следователей, два агента Моссада, которые предположительно работали из Вены, опубликовали в интернете объявление о поиске сотрудников для работы над серией фильмов о палестинских ученых и деятелях культуры Туниса. Объявление, в котором говорилось, что фильмы будут показаны по малазийскому телевидению, привлекли внимание нескольких граждан Туниса. Они взяли напрокат машины, сняли жилье для членов съемочной группы. Венгерская журналистка получала задание выйти на контакт с целью. Само убийство совершили граждане Боснии. Никто из них не знал, кем был их наниматель.
Источник, занимавшийся разведдеятельностью, сказал, что если это на самом деле была израильская операция, она была проведена блестяще: «Власти и СМИ не заявили, что на месте был хоть один израильтянин, при этом кажется, что все сработало идеально».
Одно из самых известных убийств, проведенных одураченными агентами шпионской организации в последние годы, произошло в феврале 2017 года. И снова на первом плане оказалась Малайзия. Целью был сводный брат северокорейского лидера Ким Чен Ына, Ким Чен Нам, которого отравили в аэропорту Куала-Лумпура. К его носу поднесли ткань, вероятно, пропитанную нервно-паралитическим агентом. Кадры, сделанные камерами безопасности, вывели полицию на двух молодых женщин, которые думали, что они пробуются на роль в телешоу с розыгрышами. Их попросили поднести ткань к лицу мужчины в аэропорту. К тому времени, как полиция задержала женщин, их кураторы покинули страну, и следствие зашло в тупик.
Убийство Алзоари в 2010 году, видимо, планировалось на основе уроков, полученных во время устранения Мабхуха. Мабхух, оперативник Хамаса, который покинул Сектор Газа, так как был причастен к похищению и убийству солдат ЦАХАЛ Ави Саспортаса и Илана Саадона в 1989 году, играл важную роль в организации контрабанды оружия для исламистской группировки. Его нашли мертвым в гостиничном номере в Дубае и позже установили, что он был отравлен.
Это была вторая попытка убийства Мабхуха тем же способом. В первый раз токсичную субстанцию оставили в его номере, но Мабхух почувствовал боль в груди и сумел вовремя добраться до больницы. Во второй раз убийцы рисковать не стали: они вкололи ему яд.
Полиция Дубая провела расследование и установила личности всех, кто был причастен к операции. Во время пресс-конференции, которая прогремела в заголовках новостей на весь мир, полиция показала цепь убийц: у всех них были поддельные личности и паспорта.
В Моссаде не стали развеивать туман, окружающий отдел, ответственный за убийство в Дубае. В разговорах со своими подчиненными Коэн просто отмечает, что организация, которая устранила Мабхуха, не подвела: «Если его устранили, и если никого так и не раскрыли и не арестовали, и если все члены организации вернулись домой в целости и сохранности – то, с точки зрения того, кто стоял за этой операцией, ее нельзя назвать провалом».
Но несмотря на то, что цель была устранена, масштабное расследование, устроенное полицией Дубая, стало причиной дипломатического напряжения между странами, чьи паспорта были подделаны. Кроме того, следователи раскрыли некоторые методы работы, приписываемые Моссаду, а публикация фотографий подозреваемых, по идее, раскрыла личности агентов, принимавших участие в операции.