Подконтрольные России суды в аннексированном Крыму арестовали на 2 месяца шестерых мусульман, задержанных по новому делу "Хизб ут-тахрир". Киевский райсуд Симферополя арестовал Эрнеста Ибрагимова, Тимура Ялкабова, Ленура Сейдаметова, Азамата Эюпова и Олега Федорова, а Ленинский райсуд Севастополя - Яшара Шихаметова.
Ялкабову, стало плохо в суде, туда вызвали скорую. Федорова и Ибрагимова, которых защищал адвокат Эмиль Курбединов, во время процесса не помещали в клетку - они находились рядом с адвокатом.
К симферопольскому суду поддержать обвиняемых пришли около 300 крымских татар. Приставы не пускали внутрь журналистов и слушателей, ссылаясь на эпидемиологичесую ситуацию.
Первые сообщения об обысках стали поступать от родственников крымских татар в 4 утра. Обыски проходили у Абдулбория Махамудинова (село Заветное Советского района), Азамата Эюпова (Белогорск), Ялкабова (Симферополь), Ленура Сейдаметова (Симферополь), Шихаметова (село Орлиное Севастопольского района), Федорова и Ибрагимова (Бахчисарай).
После обысков их задержали. Махадинова увезли в управление ФСБ в Симферополе и позже отпустили. Родственникам при обысках следователи сказали, что задержанным вменяется статья 205.5 УК России (организация деятельности террористической организации). Скорее всего, как и при всех подобных облавах, речь идет о "Хизб ут-тахрир".
Олегу Федорову инкриминирована часть 2 статьи 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации), по которой ему грозит от 10 до 20 лет, сообщила его жена. По ее словам, ее мужа "присоединили" ко второй бахчисарайской группе "Хизб ут-тахрир" (семерым подсудимым по этому делу дали сроки от 13 до 19 лет, одного - Эрнеса Аметова - оправдали). "В постановлении по этой статье были еще только (фигурант второго бахчисарайского дела Марлен) Асанов и Ибрагимов", - сообщила она.
Сейдаметова после обыска также увезли в управление ФСБ в Симферополе. Его жена рассказала, что, когда ее муж открыл силовикам дверь, его скрутили и повалили на пол, а понятыми были подростки, которые "сами были в шоке".
Во время обыска у Ялкабова понятые "сидели в телефоне и что-то там смотрели", вспомнила его жена. У них обыск проводили 8 человек во главе со следователем Сергеем Бушуевым.
В доме Эюпова во время обыска находилась его взрослая дочь с инвалидностью.
Как рассказала дочь Шихаметова Севиля, у них в результате обыска силовики изъяли три книги. Она пересказала разговор с оперативником ФСБ: "Он начал задавать вопросы на татарском: "Как "пол" будет? Как "окно" будет?" и так далее. Зачем он это делал - не знаю".
Юридическую помощь задержанным оказывают адвокаты Алексей Ладин, Сияр Панич, Лиля Гемеджи, Юнус Рефат, Марлен Халиков, Эмиль Курбединов и Тарас Омельченко.
Ибрагимов более 10 лет проработал в кафе "Салачик", принадлежащем Марлену (Сулейману) Асанову - фигуранту второго бахчисарайского дела "Хизб ут-тахрир", которому дали 19 лет строгого режима. Ибрагимов - активист проекта помощи детям крымских политзеков "Крымское детство". В 2017 году Ибрагимова оштрафовали по части 1 статьи 20.2 российского КоАП (нарушение порядка проведения публичных акций) за то, что он с другими крымчанами пришел к дому Асанова. У Ибрагимова четверо детей, они с женой ждут пятого ребенка.
Эюпов - участник акции протеста крымских татар, которая прошла на Красной площади в июле 2019 года.
Федоров живет вместе с зятем Эскендером Меметовым - сыном фигуранта первого бахчисарайского дела ХТ Ремзи Меметова, осужденного к 9 годам строгого режима.
У Махамадинова трое несовершеннолетних детей - им 7 лет, 5 лет и 2 года.
Сейдаметов занимался передачами в СИЗО для крымских политзаключенных.
Федоров - предприниматель, посещал судебные заседания по политическим делам, оказывал материальную поддержку семьям политзеков, участвовал в информационных кампаниях в их поддержку. Кроме того, он известен как главный координатор ифтаров (вечерних приемов пищи) в Бахчисарае во время священного месяца Рамадан.
В среду ФСБ отчиталась о задержании в Крыму, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае и Ростовской области 19 исламистов из организации "Ат-такфир валь-хиджра". Как утверждается, у мусульман изъяли 40 экземпляров "экстремистских материалов", а в лесу в Карачаево-Черкесии нашли тайник с оружием и взрывчаткой. В тайнике якобы были автомат АКМ, пулемет РПК, самодельная бомба массой более 3 килограмм в тротиловом эквиваленте. Заявляется также, что силовики нашли пояс смертника с поражающими элементами. Задержанным инкриминирована статья 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации или участие в ней).
"Ат-такфир валь-хиджра" (ар. "Отлучение и изгнание") - второе название группировки "Джамаат аль-муслимин" ("Общество мусульман"), созданной в Египте в 1971 году частью более радикальных сторонников движения "Братья-мусульмане". В правозащитном центре "Мемориал" отмечали, что групп с таким самоназванием не существует - оно было придумато египетскими государственными СМИ. В России группировку признали экстремистской в 2010 году.
В понедельник Киевский райсуд Симферополя избрал меры пресечения для крымчанки Нины (Латифы) Малаховой и ее мужа Рузиля Яппарова. Малахову поместили под домашний арест, поскольку у нее есть дочь возрастом один месяц, а Яппарова отправили в СИЗО. Малахова обвиняется в организации финансировании терроризма (часть 4 статьи 205.1 УК), а ее муж - в склонении к террористической деятельности (часть 1 той же статьи). Малаховой грозит от 15 до 20 лет колонии, Яппарову - от 5 до 12 лет.
Малахову и Яппарова 14 февраля задержали в Казани и на следующий день этапировали в Крым. По версии ФСБ, супруги в 2015-2018 годах занимались организацией финансирования терроризма под видом благотворительной деятельности различных фондов, в том числе фонда "Мухаджирун", основанного дагестанским проповедником-эмигрантом Абу Умаром Саситлинским (Исраилом Ахмеднабиевым), а также помощи в постройке мечетей, беженцам и другим нуждающимся. Для этого они якобы организовали сбор средств в ВК-группе "Садака Симферополь", в которой призывали переводить на свою банковскую карточку деньги на нужды мусульман Африки.