Кабинет министров Украины принял решение продлить контракт с главой НАК «Нафтогаз Украины» Андреем Коболевым. Таким образом действующий глава Нафтогаза сохраняет свое кресло. Но праздновать победу Андрей Коболев не торопится и на то есть сразу три причины.
Первая, на днях провалилась его небольшая интрига по навязыванию правительству новых условий игры. Второе, сам контракт далеко не так хорош, как предыдущий. И дело не только и даже не столько в размере денежного довольствия, которое определили новому-старому главе государственной компании.
Итак, Андрей Коболев остается главой НАК «Нафтогаз Украины». После короткой борьбы в СМИ, обмена заявлениями между правительством и наблюдательным советом Нафтогаза, НАК принял все условия Кабмина. И даже более того. Первый самый громкий и резонансный конфликт по поводу размеров зарплаты и премий закрыт полностью на условиях, которые выставило правительство. Тут как в анекдоте про мужа, мнение которого расходится с позицией жены. В результате семья делает так, как хотела жена и это называется компромисс. Зарплата Коболева будет снижена вдвое. Дополнительных выплат никаких не предусмотрено. Точка. Но это не главная проблема.
Второе требование по списку, но не по важности – увеличение внутренней добычи за счет «Укргазвидобування». Премьер Гройсман прямым текстом заявил, что за пять лет (которые Коболев возглавлял НАК) руководство Нафтогаза не справилось с этой задачей. На эту тему уже прозвучало много аргументов и контраргументов, Нафтогаз жаловался, что ему не дают новые скважины и так далее. Да, не дают. Но если быть точным, то «Укргазвидобування» успешно проигрывает все тендеры. Прозрачные, под контролем СМИ и общественности. Претензий к тендерам я не вспоминаю. А проигрыш есть проигрыш. Да и сама позиция поиска причин провала выглядит неубедительной в устах руководителей такой важной компании. Есть поставленная задача и средства на ее реализацию. Есть результат и наше восхищение. Или отсутствие результата – причины уже никому не интересны. За год Нафтогаз должен вывести объем добычи с 15 до 18 млрд кубометров. Не справится руководство в лице Андрея Коболева – все, как в предыдущем абзаце. Будет уволен.
А чтобы и при этих двух жестких требованиях с очень короткими временными рамками (а куда в современной системе постановки задач без дед-лайна) руководству Нафтогаза жизнь все равно не казалась медом, есть еще один нюанс. Отчитываться перед Кабмином Коболеву придется не через год, а каждые три месяца. И если по загрузке ГТС можно какое-то время отделываться общими фразами, то с добычей придется сразу демонстрировать реальную позитивную динамику. Думаю, нет смысла третий раз добавлять, что, если при таком промежуточном отчете правительство посчитает, что НАК проваливает задачу Коболева могут уволить? Ну вот и славно – раз всем все понятно. Так что контракт вроде, как и продлен, но с помощью двух условий, двух жестких ходов, Кабмин фактически поставил Коболеву шах. И если он перейдет на нужную клетку, дело может закончится матом. В шахматном смысле этого слова, понятное дело.
Конечно, нельзя сказать, что Андрей Коболев сдался совсем без сопротивления. В процессе переговоров он разыграл небольшую интрижку, прислав на Кабмин письмо с предложением снизить цену на газ для населения. Отменив спецобязательства НАКа. Учитывая то, как любят политики обсуждать цены на газ, это была неплохая попытка. Дело в том, что сейчас Нафтогаз продает газ населению по специальным обязательствам, при цене 8550 гривен. Коболев мотивировал предложение снизить цену, поскольку она упала на бирже до 8380 гривен за тысячу кубометров. Красиво? Хорошая попытка, но нет.
Гройсман резонно возразил, что 8550 это не зафиксированная цена, а верхняя планка, выше которой продавать нельзя. А если на бирже цена упала – снижайте без разговоров. Правительство не просто согласно, а настаивает на этом. Все участники дискуссии прекрасно понимали, что после сравнительно теплой зимы цена на бирже в самом деле просела. Но это до июня, когда все начнут снова закачивать газ в хранилища, а спрос автоматически поднимет цену. Это повторяется ежегодно. Так что планку никто отменять не собирается, во всяком случае, пока. Яркого выступления не получилось, карта сыграла слабо, и Нафтогазу пришлось принять все условия Кабмина.