В наши дни зрители знают актера Анатолия Василева, в основном, по сериалу «Сваты», а в конце 1970-х гг., на заре его кинокарьеры, после выхода культового фильма «Экипаж», никто не мог его представить ни в каком другом образе, кроме пилота Ненарокова. Сложно сказать, что заставило зрителей больше переживать – катастрофа с самолетом или личная катастрофа пилота, который после тяжелого расставания с женой потерял связь с собственным сыном. Никто не догадывался о том, что за кадром актер прошел те же самые испытания после развода с Татьяной Васильевой…
Зрители могли бы никогда не увидеть Анатолия Васильева на экранах. Он с детства мечтал стать артистом и занимался в драмкружке, однако отец к этим занятиям серьезно не относился и настоял на том, чтобы сын после школы поступил в машиностроительный техникум. Однако спустя 2 года Анатолий убедился в том, что выбрал не тот путь и окончательно утвердился в желании выступать в театре и сниматься в кино.
Васильеву удалось с первого раза поступить в Школу-студию МХАТ. Там он и встретил свою будущую жену. На статного студента обращали внимание многие девушки, и поначалу он даже не замечал рослой нескладной однокурсницы Тани Ицыкович, которая на тот момент не пользовалась популярностью и была неуверенной в себе и неприметной. Однако она взяла инициативу в свои руки и сделала все возможное, чтобы обратить на себя внимание первого красавца курса. Позже Васильев признавался, что Татьяна покорила его тем, что она была ни на кого не похожей, экстравагантной и смешной, и что он тогда был больше влюблен не в нее саму, а в ее талант. Он не смог устоять перед ее напором, и вскоре они поженились. Девушка взяла фамилию супруга, и позже весь Союз узнал ее как Татьяну Васильеву.
Спустя 9 лет после свадьбы, в 1978 г. у пары родился сын Филипп, а вскоре после этого их отношения зашли в тупик. В 1979 г. на экраны вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж», который превратил Анатолия Васильева в кинозвезду всесоюзного масштаба. И критики, и зрители восхищались тем, как точно и тонко, трогательно и правдиво он воплотил на экранах личную драму пилота Ненарокова, но никто не знал о том, что за кадром он переживал такую же катастрофу.
Точно так же, как его герой, актер терпел в семье бесконечные упреки и нападки супруги, в большинстве случаев незаслуженные. Васильева не раз говорила в интервью о том, что ее жесткий авторитарный характер всегда мешал ей строить отношения с мужчинами, ведь она всегда требовала беспрекословного подчинения и не шла на уступки. После рождения сына скандалы в семье случались все чаще – супруги расходились во взглядах на воспитание сына и продолжали бороться за главенство в семье. Правда, спустя годы Татьяна призналась, что муж уделял сыну больше времени – именно благодаря ему он научился читать в 4 года.
Последней каплей в чаше терпения Васильева стал роман его жены с коллегой по театру Георгием Мартиросяном. Актриса рассказывала: «Я пришла и сказала, что изменила ему. Даже не знаю, почему для него это была такая неожиданность. Он все время снимался, я была занята, у него были связи, у меня тоже. Но мужчине, наверное, тяжело осознать, что у женщины может быть кто-то… Он начал ревновать меня только тогда, когда я сказала, что ухожу. Первый и единственный раз ударил. Я считаю, что это было заслуженно, нормальная реакция любящего человека».
Когда Филиппу было 5 лет, они развелись, прожив вместе 13 лет. Их расставание Анатолий Васильев переживал очень тяжело. Ситуация усугублялась тем, что бывшая жена не давала ему общаться с сыном, и Филиппа растил другой мужчина – Георгий Мартиросян, за которого Татьяна Васильева вышла замуж. Правда, актриса утверждала, что никогда не препятствовала их встречам с сыном, и что бывший муж сам отказывался с ними общаться: «Мы очень драматично расстались. Может, поэтому Анатолий не хочет со мной общаться». И тут снова напрашивались аналогии с сюжетом фильма «Экипаж»: когда бывшая жена Ненарокова нашла свое счастье во втором браке, их сын начал называть папой ее нового мужа, а своему отцу при встрече сказал: «Ты мне теперь дядя, ведь двух пап не бывает!»
Практически та же самая ситуация повторилась и в жизни Анатолия Васильева. Филипп жил с матерью и ее вторым мужем, не виделся с отцом и, очевидно, слышал о нем не самое приятное, ведь в 12 лет, поверив в изложенную матерью версию событий, он собрал все подаренные отцом игрушки, принес их в театр и отдал вахтеру со словами: «Передайте, что он мне больше не отец!» Для актера это был удар в самое сердце. Он не общался с сыном больше 15 лет и уже почти утратил надежду на то, что сможет наладить с ним отношения. К счастью, невеста Филиппа Анастасия Бегунова сделала первый шаг к примирению: она убедила своего избранника встретиться с отцом и поговорить. С тех пор Анатолий Васильев был частым гостем в их доме, а когда у Филиппа родился сын, он стал его крестным отцом. А вот с бывшей супругой актер так и не нашел общего языка и на протяжении многих лет не общался с ней – обида была слишком сильной. Только спустя 8 лет после их расставания он женился во второй раз, и этот брак оказался гармоничным и очень счастливым.
10 лет назад в театральной среде заговорили о примирении супругов – они вместе с сыном сыграли в спектакле «Розыгрыш». История их героев была похожа на их собственную, о чем Васильев говорил: «Для меня эта пьеса автобиографична, и как актеру мне захотелось глубже копнуть эти взаимоотношения. То, что здесь описаны человеческие взаимоотношения и судьбы, похожие на наши, имеет для меня и художественный, и человеческий интерес. Но, в первую очередь, это всё-таки работа. И, честно говоря, больше всего я переживаю не из-за того, как на меня посмотрит Таня, а потому, что здесь, на мой взгляд, должно быть поменьше гэгов и побольше драматизма. Конечно, когда к тяжелому моменту своей жизни относишься иронично, это говорит о наличии у тебя ума. Но нельзя обсмеять всю систему взаимоотношений». Но позже актер признался, что их общение с бывшей женой ограничилось только репетициями, а за кулисами они по-прежнему избегали друг друга. Согласиться на эту роль Анатолию Васильеву пришлось от безвыходности – после перенесенного инфаркта он с трудом восстанавливался и остался практически без работы.
Брак Татьяны Васильевой и Георгия Мартиросяна тоже распался. Позже она говорила в интервью, что среди актеров настоящих мужчин не бывает, что оба ее мужа – живой тому пример, что это женская профессия, и на всех она откладывает свой отпечаток. Своего первого мужа она называла инфантильным и наивным и говорила о нем: «Был хорошим актером, пока мы учились, а потом, как только, грубо говоря, на социальные роли он перешел, любимцев наших теток – обиженных мужчин – играть стал, все, и он, по крайней мере мне, неинтересен стал, потому что, пока Васильев учился, куда кривая его выведет, я не знала. Он бешеного темперамента артист, а сейчас это темперамент, которому никто на сцене не нужен, партнеры ему ни к чему – в осознании собственной величины он до того дошел, что сам с собой играет. Недавно мы с ним в одном спектакле заняты были, я ему: «Эй, я здесь, посмотри! Я здесь зачем-то...». Поняла, что это бесполезно, и тоже сама с собой играть стала». А сам Анатолий Васильев до сих пор не любит давать интервью, чтобы не отвечать на вопросы о своем первом браке – на эту тему он предпочитает молчать…
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110320/45747/