В прошлую пятницу утром в США кратковременно завис правительственный сайт docs.house.gov, на котором был, наконец, вывешен 4-страничный документ, несколько дней подряд будораживший американские умы.
Документ, названный «Меморандум Нунеса» в честь главы палаты представителей по разведке республиканца Девина Нунеса, под чьим руководством он был составлен, пользовался ошеломительным спросом, и сервер захлебнулся трафиком.
Меморандум, вызвавший яростные межпартийные распри и трения между ФБР, минюстом и Белым домом, касается обстоятельств, при которых силовики получили 21 октября 2016 года специальный контрразведывательный ордер на прослушивание консультанта Картера Пейджа. В тот момент несколько опереточный Пейдж работал на общественных началах советником штаба Дональда Трампа по внешней политике.
Такой ордер можно получить сроком на 90 дней в секретном федеральном суде, который заседает в здании минюста в комнате без окон. Каждые 90 дней он должен продлеваться. Заявление на ордер обычно занимает десятки страниц, которые в случае Пейджа включали знаменитое «Досье Трампа», составленное бывшим британскими разведчиком Кристофером Стилом по заказу вашингтонской исследовательской фирмы Fusion GPS. Ей он был заказан Национальным комитетом Демократической партии и штабом Хиллари Клинтон.
Для того чтобы убедить спецсуд выдать вам ордер на слежку за американским гражданином, вы должны показать наличие у вас веских оснований считать, что объект является «агентом иностранной державы».
Спецсуд редко отказывает силовикам, но уважил их и в случае Пейджа. Заявления на первоначальный ордер и два продления подписал тогдашний директор ФБР Джеймс Коми. Потом ордер продлили еще раз, когда заявление подписал замдиректора ФБР Эндрю Маккейб, которого попросили уйти на этой неделе. Дополнительно расписались еще трое, в том числе заместитель министра юстиции Род Розенстайн, который впоследствии назначит спецпрокурора Роберта Мюллера расследовать «Рашагейт».
Как говорится в «Меморандуме Нунеса», в интересах защиты прав американцев, на прослушку которых силовики хотят получить ордер, власти должны включать в соответствующие заявление всю имеющуюся у них информацию об объекте, в том числе и потенциально для него благоприятную. В случае Картера Пейджа они имели возможность сделать это четыре раза, потому что получили ордер и трижды его продлевали.
Однако составившие меморандум республиканцы утверждают, что силовики ни разу не воспользовались этой возможностью полностью и опустили ряд важных фактов.
Например, важную часть заявления на прослушку Пейджа составляло «Досье Трампа». Маккейб говорил, что без него ФБР бы ордера на прослушку Пейджа не получило. Его составитель Стил, говорится в меморандуме, был давним источником ФБР и получил 160 тысяч долларов от заказавших досье демократов, которые заплатили ему через адвокатскую контору Perkins Coie. Как пишут республиканцы, Стилу «заплатили за сбор порочащей информации о связях Трампа с Россией».
Одна из главных претензий республиканцев состоит в том, что минюст и ФБР ни разу не упомянули в своих заявлениях в спецсуд ту роль, которую играли нацкомитет Демпартии и штаб Клинтон в финансировании работы Стила, «хотя политическая подоплека досье Стила была известна высокопоставленным чиновникам и ФБР».
Во-вторых, в первоначальном заявлении в спецсуд указывалось, что Стил работает на поименованного американца, но не упоминались ни Fusion GPS, ни ее начальник Гленн Симпсон, ни то, что Стилу платит адвокатская контора, связанная с нацкомитетом Демпартии и штабом Клинтон. Не упоминалось и то, что ФБР платило Стилу за ту же информацию.
В заявлении на прослушку Пейджа подробно цитировалась статья автора журналистских расследований Майкла Изикоффа о нем, распространенная информационным агентством Yahoo 23 сентября 2016 года. Идея была в том, что эта статья подтверждает информацию из досье Стила.
На самом деле, говорится в Меморандуме Нунеса, Изикофф взял эту информацию у того же Стила, который показал в британском суде, что в сентябре 2016 года встретился по просьбе своей заказчицы Fusion GPS с Yahoo и другими СМИ. Иными словами, статья Изикоффа ничего не подтверждала.
По словам меморандума, ФБР отказалось от услуг Стила после того, как он совершил грубое нарушение правил, поведав журналу Mother Jones, что он сотрудничает с этим ведомством.
Когда Стил еще был на хорошем счету в ФБР, он общался с замминистра юстиции США Брюсом Ором, который был близок с Родом Розенстайном. Вскоре после выборов 2016 года ФБР сняло с Ора показания, в частности, о его контактах со Стилом.
По словам Ора, в сентябре 2016 года Стил поведал ему, что он отчаянно желает Трампу поражения и страстно не хочет, чтобы тот был президентом. ФБР знало, что Стил был столь политически ангажирован, но не указало этого в заявлениях на прослушку Пейджа, хотя по идее должно было.
В тот период жена Ора работала в Fusion GPS, собирая компромат на Трампа. Впоследствии Ор предоставил ФБР собранный женой материал. Но оно скрыло от секретного суда и его отношения со Стилом, и его контакты с Fusion GPS, пишут авторы Меморандума Нунеса.
По их словам, когда силовики подавали заявление на прослушку Пейджа, процесс проверки данных досье Стила «был еще во младенчестве». Но их заявление было практически основано на досье, оплаченном демократами и составленном со слов российских чиновников. То есть в сговоре с нми состоял не столько штаб Трампа, сколько демократы.
После того, как ФБР отказалось от услуг Стила, оно сделало попытку проверить достоверность его досье и смогло подтвердить лишь самый минимум. Летом прошлого года директор ФБР Коуми назвал досье в конгрессе «скабрезным и неподтвержденным».
Вышесказанное ставит себе целью показать, что, прося ордер на прослушку советника трамповского штаба, обамовский минюст и ФБР играли краплеными картами. По словам демократов, это также попытка заодно подорвать доверие к «русскому» расследованию, которое ведет спецпрокурор Мюлллер, хотя спикер палаты представителей республиканец Пол Райан заявил, что меморандум никоим образом не пытается бросить на Мюллера тень.
ФБР заранее ознакомилось с меморандумом (основанным на информации, которую конгресс с трудом получил от него же) и не нашло в нем ошибок, но посетовало, что в нем есть пробелы и не хватает контекста. Что именно оно имеет в виду, неизвестно, потому что все засекречено.
Республиканцам разрешил рассекретить меморандум Трамп, который, будучи президентом, может рассекретить все, что хочет.
Как и минюст, ФБР возражало против обнародования меморандума. Республиканцы толкуют это, как то, что силовики просто недовольны демонстрацией огрехов в своей работе, а демократы в кои-то веки стали на защиту силовиков.
Все смешалось в доме Облонских. Обычно американские правые горой стоят за спецслужбы, левые же рвутся их укоротить.
Сейчас же либеральный публицист «Вашингтон пост» Юджин Робинсон советует Трампу не задираться с ФБР (и Трамп на всякий случай оговорился в Твиттере, что рядовые сотрудники этой конторы – «замечательные люди»), - а консервативный канал «Фокс» клянет силовиков и призывает радикально обновить их руководство.
Демократы укоряют правящую партию за то, что теперь враг может почерпнуть из меморандума закрытую информацию.
Но, на первый взгляд, ее в нем почти нет, а какая есть, уже давно была напечатана в газетах. «И это все?!» - воскликнул Коми в Твиттере.
Ведущий Си-эн-эн Вулф Блитцер сказал, что происходящее – это победа Путина, который сидит, улыбается и приговаривает: «Молодцы, ребята!»
Глава демократов в палате представителей Нэнси Пелоси заявила, что дать добро на оглашение меморандума было со стороны Трампа равносильно тому, чтобы послать Путину букет.
Демократы готовят свой контрмеморандум, в котором, очевидно, дадут отповедь клеветникам спецслужб.
Я бы просто опубликовал (за мелкими купюрами) вообще все заявление силовиков на прослушку Пейджа, поскольку, как говорил судья Луис Брандейз, «гласность есть лучшее дезинфицирующее». Его именем потом назвали университет.