Если почитать публикации на тему воспитания мальчиков, то мы увидим, что везде написано одно и то же: рассуждения о необходимости мужского примера, советов не баловать мальчика, давать ему носить сумки и подчеркивать при каждом удобном случае, что он мужчина… И если применить эти рекомендации, то нам удастся воспитать сына настоящим мужчиной.
Вроде, все хорошо и логично. Эти рекомендации все знают и применяют, но результат-то налицо — достаточно оглянуться вокруг в поиске «настоящих мужчин», чтобы понять, что методика работает плохо.
К сожалению, не все общепринятые представления правильны и полезны — часто они оказываются вредными мифами. Предлагаю критически взглянуть на эти мифы о воспитании мальчиков и разобраться в самой сути того, какие качества отличают настоящего мужчину, откуда они берутся и какова роль родителей в воспитании мальчиков мужчинами.
Куда делись настоящие мужчины?
Фразы, типа: «Перевелись в наше время настоящие мужчины — вот раньше такого не было!» тоже уже стали банальностью. Не в обиду мужчинам будет сказано, но, к сожалению, в большинстве случаев это правда. Защищаясь, мужчины говорят, что виной всему женщины, которые стали слишком сильными и самостоятельными — как рядом с ними «быть мужчиной»? Это довольно странный аргумент, потому, что как раз мужчина не нуждается во внешних условиях для того, чтобы быть мужчиной, ибо сила и самостоятельность самодостаточна — по определению, не так ли?
Еще одно распространенное объяснение: «Мальчики вырастают в неполных семьях, не видя мужского примера и общаясь с «сильной» матерью…» Но откуда берутся неполные семьи? Не от того ли, что «папа» оказался не совсем «мужчиной», мягко выражаясь? Получается, что беда-то длится уже не одно поколение…
Конечно, мы не животные, у нас все сложнее — но не до такой же степени! В нашем теле с зачатия исправно вырабатываются гормоны, отвечающие за наш пол физически, и они же отвечают за него во всем остальном — то есть в особенностях мышления, психики, реакций, поведения… Эти гормоны необратимо влияют даже на взрослый организм матери — женщина, выносившая мальчика, несколько отличается от других женщин.
С самого раннего возраста в мальчиках проявляются «мужские» черты абсолютно независимо от внешних факторов. Я с удивлением наблюдаю это в своих детях, и вы можете увидеть в своих. Это что же нужно сделать с мальчиком, чтобы подавить его природу?! Кто и когда это с ним делает и почему «раньше» такого не было? Как воспитать из сына настоящего мужчину?
Роль мамы в воспитании мальчика мужчиной
Не секрет, что воспитанием у нас занимаются в основном мамы — так уж сложилось. Если папа и есть, то в воспитании ребенка он принимает минимальное участие — ему все время некогда, да и не думает он на эту тему — просто общается иногда с ребенком и все. Зато мамы с энергией, достаточной, чтобы свернуть горы, берутся за дело — изучают методики, читают книги, находят развивающие игры и не только ребенком занимаются круглые сутки, но и папой руководят, когда он общается с ребенком. Раньше такого не было, хотя бы потому, что детей было много, и особо заниматься воспитанием каждого из них маме было некогда.
Вот тут и закрадывается мысль, что в этом-то все и дело — в активном воспитании, в котором главную роль играет мама. И самое пагубное для мальчика в материнском воспитании — это не то, что мама у него сильная или самостоятельная, а то, что его вообще воспитывают, причем постоянно. Парадокс в том, что так называемые качества настоящего мужчины вообще воспитать нельзя.
А в чем у нас, как правило, заключается воспитание? Мама лучше знает, что сыну нужно и полезно, а что вредно и опасно — и всеми силами направляет ребенка к первому и уберегает от второго. Любая инициатива и самостоятельность подавляется на корню. От природы мальчики очень активны и любят эксперименты. И у них есть свое мнение относительно того, что им нужно, а что нет, которое они довольно бурно отстаивают. Не говоря уже о том, что «послушание» вообще противно природе ребенка.
Но мама хитрее и сильнее, причем настолько, что ей по плечу тягаться даже с Богом, подавляя данную Им мужскую природу в ребенке. Ей удается отучить его от проявлений своей воли еще «в памперсах». И понять ее можно — уж больно эта детская активность неудобна, не говоря уже о том, что опасна для самого ребенка… Но не опаснее ли будет для него вырасти безвольным слабаком?
И дело не только в страхе и неудобстве. Мама, будучи «девочкой», как ее воспитывали, не понимает мальчишеской природы и начинает с ней бессознательно бороться как с
отклонением, а если она не доверяет мужчинам вообще, в лучших традициях женской мудрости, то бороться с удвоенной силой. Проявления активности, своеволия и бесстрашия маму
пугают и настораживают. Вот английский с пеленок, читать с 2 лет, мозаику складывать — это хорошо, а громко требовать своего, кидать кубики в стену, в луже с грязным снегом
плюхаться — ужасно и непонятно!
Может ли мама дать годовалому ребенку в руки нож, молоток, плоскогубцы — к которым он тянется? Разрешит ли залезть на лесенку во дворе, спрыгнуть со стола, упасть в воду или с кровати, подраться с кошкой? Послушается ли она его бесконечных «Неть!», «Не буду!» и «Я сам!» в 2 года? Маме нужно сделать огромное сознательное усилие над собой, чтобы понять, что он — мальчик и научиться воспринимать его как мужчину сразу, с рождения, смирившись с его синяками и упрямством.
Мы учим детей слушаться и быть «хорошими мальчиками», а потом удивляемся, что они попали под дурное влияние и стали «плохими». А чему удивляться? Если мальчик привык слушаться и не иметь своего личного мнения — как ему не попасть под чье-то влияние?
Когда подростковое бурление гормонов требует чего-то, — как ему самоутвердиться, если не став «плохим мальчиком»? Да, это очень примитивный способ, но ведь это его первый опыт самоутверждения — раньше-то у него такой возможности не было… Уж лучше бы он в 2 года плохо себя вел и не слушался, а к 12-ти уже научился и позицию свою отстаивать, и последствия своих поступков понимать, не так ли?
Еще один ужасный миф: мальчика нужно воспитывать в строгости и контроле, — чтоб как в армии! И вот, бедного ребенка лишают элементарного человеческого сочувствия, когда ему больно, — и думают, что это его закалит и сделает мужественным. А он еще маленький и не знает, что должен закаляться. Он просто видит и чувствует что до него никому нет дела, а значит — он никто, ничего не стоит… Подходящая это платформа для того, чтобы вырос человек с достоинством?
А еще ребенка все время контролируют, подозревая в разгильдяйстве или еще в чем похуже — он шага ступить не может самостоятельно, не говоря уже о том, чтобы доказать чистоту своих мотиваций. «Ты опять хочешь все испортить?» «Ты меня опять обманываешь?» Ну и как ему здесь вырасти ответственным, уверенным в себе, благородным? — Никак! Почему же мы тогда удивляемся, что не вырастают?