Как КГБ одурачил Оливера Стоуна

Как КГБ одурачил Оливера Стоуна

50 лет назад Москве удалось провести эффектную операцию по вводу агентуры влияния, когда 25 апреля 1967 года на первой странице газеты New Orleans States-Item появилась статья под заголовком «Растущее количество улик указывает на участие ЦРУ в «заговоре»». Позже эта история легла в основу голливудского блокбастера Оливера Стоуна, в котором раскрывалась версия о причастности ЦРУ к убийству Джона Кеннеди.

Каждый американец знает историю о том, как окружной прокурор Джим Гаррисон запустил повторное расследование убийства Джона Кеннеди. 1 марта 1967 года он арестовал Клея Шоу, уважаемого бизнесмена, и предъявил ему обвинение в причастности к убийству президента. Шоу оказался всего лишь жертвой необоснованного обвинения, а ошибка правосудия, которая длилась целых два года, привела к огромным и, вероятно, недооцененным последствиям для политической культуры США.

О том, почему Гаррисон приказал арестовать Клея Шоу, можно написать целую книгу. Если коротко, теория Гаррисона строилась на том, что убийство Кеннеди на самом деле было «гомосексуальным убийством ради удовольствия». С точки зрения следствия, Шоу был скрытым гомосексуалистом, который иногда представлялся как Клей Бертран. «Бертран» якобы пытался найти адвоката для Ли Харви Освальда после его ареста 22 ноября 1963 года. В ходе тщательного расследования Комиссия Уоррена и ФБР пришли к выводу, что обвинение было сфабриковано ищущим известности адвокатом из Нового Орлеана Дином Эндрюсом. «Бертрана» даже не существовало.

Тем не менее, арест Шоу в 1967 году вызвал громадный медиа-скандал. Журналисты стекались в Новый Орлеан со всех концов мира, газеты пестрели заголовками, все вокруг были уверены, что Гаррисон «что-то знает». И тут на сцене появилась маленькая римская газета Paese Sera, на страницах которой 4 марта вышла история, не похожая ни на одну другую. Якобы Клей Шоу был занят «псевдокоммерческой» деятельностью в Италии, а на деле был членом совета компании Centro Mondiale Commerciale. Эта компания была «детищем ЦРУ… и была прикрытием для переводов в Италию средств ЦРУ-ФБР для осуществления незаконного политического шпионажа».

Поразительно, но история звучала правдоподобно на фоне разгоревшегося медиа-скандала. Газеты наперебой озвучивали свои версии убийства президента. Спустя три недели статья из Paese Sera попала к Гаррисону, и его теория «убийства ради удовольствия» преобразовалась в теорию причастности ЦРУ.

Гаррисон не знал, что Paese Sera принадлежала избранной группе некоммунистических периодических изданий, которые занимались распространением дезинформации. Участие газеты в политических играх Москвы подтвердилось в 1999 году, когда историк Кристофер Эндрю и бывший архивариус Василий Митрохин опубликовали историю КГБ «Меч и щит», которая стала настоящим кладезем информации о подрывной деятельности КГБ в годы холодной войны.

25 апреля в газете New Orleans States-Item была опубликована статья, в которой говорилось, что Шоу был обвинен в связи с ЦРУ «авторитетной итальянской газетой», которая была описана как «левая в своих политических убеждениях». Агентство Associated Press распространило эту статью по всей стране, и история была перепечатана в сотнях газет США, спровоцировав волну обвинений одно сенсационнее другого.

Сбылась давняя мечта КГБ: выбранное должностное лицо подтвердило все то, что Москва уже много лет говорила о коррупционной политической системе и военной промышленности США. В течение нескольких месяцев Гаррисон утверждал, что ЦРУ причастно к убийству президента Кеннеди и что американская демократия – это всего лишь иллюзия.

Слушание по делу Клея Шоу состоялось в январе 1969 года. Спустя два года голословных заявлений и обещаний представить доказательства, которые «потрясут страну», выяснилось, что Гаррисону нечего предъявить. Посовещавшись 54 минуты, присяжные вынесли единогласный вердикт «не виновен».

В 1988 году Гаррисон опубликовал мемуары, в которых рассказывал о заговоре и Paese Sera. Когда его издатель показал копию Оливеру Стоуну, тот загорелся поставить фильм. Так на свет появился голливудский блокбастер, в центре которого оказались история итальянской газеты и противостояние Гаррисона (Кевин Костнер) и Шоу (Томми Ли Джонс). Прошло больше 25 лет со дня премьеры, а «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» по-прежнему считается одним из лучших детективов в истории кинематографа. Как сказал один историк, который восхищается Стоуном, «наверное, ни один другой фильм в истории США не оказывал такого влияния на общественное мнение».

7days.us