Как киевлянка покорила Голливуд

Как киевлянка покорила Голливуд

Ей посвящал песни Вертинский, ею восторгались Станиславский и голливудские продюсеры, ее прочили одно время на место Греты Гарбо. Зрители в Москве, Берлине и Нью-Йорке спешили в кинотеатры, увидев на афишах ее имя. Судьба киноактрисы Анны Стэн полна таких парадоксов, необычных поворотов и исключений из правил, каких не выдумать ни одному сценаристу.

Амбициозная киевлянка

Вокруг ранних лет Анны Стэн существует ореол недосказанности: так, по одним данным она родилась в Киеве в 1906 г., по другим - в 1908-м. Сама она рассказывала журналистам, что ее умерший в 1917 г. отец был художником в театре, но есть версия, что он работал приказчиком в обувном магазине. Одно известно точно: в киевский период жизни в паспорте будущей голливудской дивы было написано несколько иное имя - Анна Петровна Фесак. Аня училась балету, но вынуждена была оставить учебу: денег не хватало, пришлось пойти в билетерши. В середине 1920-х Анна сумела окончить театральный техникум, и ее пригласили в Малый театр, где - опять же по словам Анны - ее увидел сам Станиславский и позвал в Москву.

Анна не задумывалась ни на минуту: московские перспективы были несравнимы с киевскими. В 1926 г. она переезжает в столицу, начинает играть в Первом рабочем театре и знакомится с молодым режиссером Федором Оцепом.

Актриса и режиссер

Анна была красавицей не только по меркам той эпохи: правильные черты лица, унаследованные от матери-шведки голубые глаза и белокурые волосы, стройная фигура. Неудивительно, что Оцеп влюбился в нее с первого взгляда. Год их знакомства стал для Оцепа поворотным: он снял боевик "Мисс Менд", ставший самой кассовой кинолентой 1920-х в СССР. В его следующем фильме - "Земля в плену" (1927) - главную роль сыграла Анна, приобретшая к тому времени звучный псевдоним "Стэн". В том же 1927 г. Оцеп и Анна поженились.

Это был второй фильм Анны: первым стала лента Барнета "Девушка с коробкой". Если в "Земле в плену" восходящая звезда сыграла крестьянку, а в "Девушке с коробкой" - модистку, то в третьем фильме, "Провокатор", ей довелось перевоплотиться в дореволюционную террористку. Во всех образах Анна была столь убедительна, что среди ее поклонников появились не только рядовые зрители, но и знаменитые актеры. В фильме "Белый орел" она сыграла вместе с В.Качаловым и В.Мейерхольдом.

К концу 1920-х Анна становится подлинной звездой советского немого кино: ей подражают, о ней пишут, ей непрерывно поступают предложения все новых ролей. Неизвестно, решилась бы Анна на переезд в Германию в 1930 г. или нет, если бы не муж. Федор Оцуп перебрался в Германию после успеха своей совместной немецко-советской картины "Живой труп". Ему предложили снять фильм "Убийца Дмитрий Карамазов" по роману Достоевского, и в главной женской роли он видел только Анну.

Голливуд

Роль Грушеньки, лукавой и обольстительной подруги старшего из братьев Карамазовых, сделала Анну звездой европейского масштаба, но в Германии она не задержалась. Снявшись в нескольких фильмах, она перебралась за океан, откликнувшись на приглашение С. Голдвина, знаменитого продюсера и создателя трех киностудий.

Планы Голдвина были поистине наполеоновскими: он намеревался превратить талантливую актрису в соперницу Греты Гарбо. Для Анны наняли нескольких учителей английского, в прессе развернули дорогостоящую рекламную кампанию. Едва освоив язык, Анна начинает сниматься. Голдвин специально подбирает беспроигрышные, по его мнению, сюжеты: в "Нана" по роману Золя Анна играла знаменитую куртизанку, в "Мы снова живы" - Катюшу Маслову. Ее партнерами на экране становятся знаменитые актеры - Ф.Марч, Г.Купер. Но, несмотря на все усилия актеров и режиссеров, успешным стал лишь третий фильм Анны - "Брачная ночь". В 1935 г. он получает приз на Венецианском фестивале, причем критики дружно отмечали великолепную игру актрисы.

Триумф и спад карьеры

В середине 1930-х Анна была в зените славы: ее включали в списки самых красивых женщин мира, называли одной из самых стильных актрис. Но за подъемом нередко следует спад. Первым звоночком стал односторонний разрыв контракта: Голдвину не понравилось, что фильмы с Анной приносят недостаточно прибыли. Он хотел посадить её на диету, но Анна и не собиралась отказывать от борща, селёдки в сметане и шашлыка. Но Голдвин был не единственным продюсером в Голливуде, и Анна продолжала сниматься - правда, все чаще на вторых ролях. Она играет на Бродвее, участвует в радиошоу.

В своем последнем фильме Стэн снялась в 1962 г. От последующих предложений она отказывалась: хотела остаться в памяти зрителей красавицей, а не старухой. К тому же много времени отнимало преподавание в актерской студии и новое хобби - живопись. В 1960-70-х с успехом прошло несколько ее выставок.

Актриса скончалась в 1993 г. от сердечного приступа. Вопреки всем прогнозам, Анна Стэн так и не стала второй Гарбо, она промелькнула на небосклоне Голливуда как комета, но ее имя вошло в историю американского кино. А в интервью, данном незадолго до смерти, она сказала, что ни о чем не жалеет и рада, что сумела остаться собой.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210518/39035/