Ким, предложив поговорить напрямую с Трампом, явно хотел обойти китайцев. И незамедлительное согласие Трампа было разумным решением
На прошлой неделе Ким Чен Ын посетил Пекин по приглашению своего китайского коллеги Си Цзиньпина. Президент Дональд Трамп увидел в этом визите хороший знак, но он, несомненно, настроен слишком оптимистично.
В последние недели Северная Корея превратилась из изгоя в полноценного игрока на политической арене. Ким встретился с Си и вскоре поговорит с Мун Чжэ Ином, президентом Южной Кореи, и Трампом. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ также рассчитывает поучаствовать в саммите.
В то же время Ким дает многим надежду на благоприятный исход событий. По словам южнокорейских чиновников, с которыми он встречался в начале прошлого месяца, он сказал, что «привержен идее денуклеаризации». Во время своей встречи с Си на прошлой неделе он использовал те же слова. Неважно, искренен он или нет - несомненно, нет, но он ускоряет развитие событий в особо проблемном регионе.
Некоторые эксперты, в том числе Джонатан Кристол из Университета Адельфи, предсказывают, что эти события закончатся конфликтом. В статье «Хитрая стратегия Ким Чен Ына может привести мир на опасный путь», Кристол утверждает, что Трамп, которому помогает его советник по национальной безопасности Джон Болтон, может «напрашиваться на провал и оправдание для начала войны». Гарри Казианис из Центра национальных интересов также обеспокоен тем, что вероятность войны может возрасти, если переговоры на высшем уровне потерпят крах. Администрация, по его словам, «ставит все на карту саммита».
Не все так хорошо владеют языком метафор, но повод для беспокойства есть у всех. Ученые часто размышляют о «случайной войне», но в этом случае вооруженный конфликт кажется почти предопределенным. В течение последних двух тысячелетий армии не раз маршировали по Корейскому полуострову и, несмотря на то, что в течение последних семи десятилетий в проблемном регионе было тихо, корейская война - северокорейцы называют ее «Великой Отечественной войной за освобождение» и, выражаясь словами Китая, «Войной против агрессии США в помощь Корее» - остается возможным исходом.
Великая стратегия Китая заключается в том, чтобы использовать Корейскую Народно-Демократическую Республику для достижения своих многолетних целей. «Китай, - пишет Бертон, - разрешит кризис путем смены режима в КНДР при условии, что США уведут свои войска из Японии и Южной Кореи и откажутся от защиты Тайваня».
Тем не менее, подняв ставки для США, Пекин добавил и себе проблем. Китайские лидеры воспримут успешный исход для Америки как серьезную неудачу для своей страны. «Такой удар по национальной гордости Китая будет иметь серьезные глобальные последствия», - отмечает Бертон.
Ким, предложив поговорить напрямую с Трампом, явно хотел обойти китайцев. И незамедлительное согласие Трампа было разумным решением, потому что китайцы в целом оказывали негативное влияние на усилия по денуклеаризации. Например, на шестисторонних переговорах десять лет назад Китай чаще использовал свое влияние, чтобы помочь Пхеньяну, а не Вашингтону и международному сообществу.
Сегодня нам нужно помнить, что распри из-за Сербии сто лет назад стали поводом для вторжения Германии в Бельгию, Люксембург и Францию и привели к мировой войне. Сегодня мы чувствуем ту же неопределенность, поскольку самой важной проблемой станет роль Китая в предстоящих переговорах.