"Как, кто и почему разгонял то, старое НТВ" - Сергей Пархоменко

"Как, кто и почему разгонял то, старое НТВ" - Сергей Пархоменко

Фильм к 20-летию перехвата контроля над телекомпанией НТВ, который только что выпустила "Редакция" (автором выступил не Алексей Пивоваров, как участник тех событий, а Sasha Sulim), возбудил много всяких разговоров о том, как, кто и почему разгонял "то, старое НТВ", как там люди разделились на две противостоящие команды, и что из всего этого вышло.

Для меня эти события - совсем не предмет для надменного, свысока, морализаторства, и уж тем более не для зубоскальства насчет "уникального журналистского коллектива". В эти дни произошли события, которые до сих пор остаются среди самых важных, и наверное самых тяжелых для меня, и еще для множества дорогих для меня людей.

Мало кто теперь помнит, что ровно через три дня после перехвата контроля над НТВ, а именно во вторник, 17 апреля 2001 года, был уничтожен также и журнал "Итоги", который я - вместе с блистательной редакционной командой - создавал за пять лет до этого, и который вел до последнего дня.

Об этом эпизоде войны государства с "Медиа-Мостом" я тоже подробно рассказал в интервью Саше Сулим для фильма "Редакции", но ни одно слово в итоговый монтаж фильма не вошло. Я понимаю: эфир не резиновый, авторы сочли это посторонним ответвлением от основного сюжета. Но все-таки мне очень важно, чтобы об этом не забывали. А не помнит, как я вижу, теперь уже почти никто. Это неправильно и несправедливо.

17 апреля 2001 года редакция журнала "Итоги" - в полном составе, 74 человека, включая и главного редактора, и всех журналистов, фотографов, редакторов, секретарей, дизайнеров, фото-редакторов, технологов, корректоров, всех, всех - была уволена "по сокращению штатов". Вместо нее была нанята другая редакция, составленная из штрейкбрехеров: главным образом, сотрудников газеты "Сегодня", принадлежавшей тому же холдингу и закрытой в тот же день.

И "Итоги", и "Сегодня" входили в подразделение печатной прессы "Медиа-Моста", - издательство "7 дней". Им руководил человек по имени Дмитрий Бирюков: он довольно быстро перешел на сторону тех, кто атаковал "Медиа-Мост" и Гусинского. И состоял в сговоре с Кохом, Лесиным, Громовым и прочими, чего особенно даже и не скрывал.

Когда комедия с "перехватом контроля" начала близиться к концу, Бирюков организовал "параллельную редакцию", которая несколько недель тренировалась в подготовке "своих" номеров журнала "Итоги". Поскольку в издательстве была общая редакционная сеть, и никто ни от кого особенно не прятался за паролями, мы все это могли видеть. В предпоследнем нашем номере мы написали на обложке, что этот номер, вероятно, предпоследний, который мы делаем.

Как только "НТВ" было перехвачено, и можно было не опасаться, что в эфире появится репортаж об увольнении всей редакции, операция с подменой журнальной команды на новую, лояльную, была осуществлена. По сути, это был тотальный локаут - насильственное увольнение редакции целиком. Ни до, ни после в российских медиа ничего подобного на случалось.

Никакого раскола, никаких "шатаний" и сомнений в редакции "Итогов", в отличие от НТВ, не было. Я знаю, что нескольким моим заместителем конфиденциально предлагали стать новыми главными редакторами. Все отказались.

Потом новое начальство журнала распространяло версию, что "Пархоменко увел с собой всю редакцию" и что "журналисты психанули и поувольнялись". Ничего подобного. Все были уволены по принудительной процедуре "сокращения штатов". И только потом, несколько недель спустя, кое-кому предлагали "наняться в журнал заново". Но не согласился никто, кроме троих пожилых тетенек-корректоров, которых я сам уговаривал согласиться, потому что найти работу в их случае было очень сложно, это уже тогда была почти вымирающая профессия.

"Итоги" издавались в тесном сотрудничестве с американским журналом "Newsweek": это был очень интересный опыт не создания "лицензионного издания в Росссии", а равноправного партнерства двух изданий. Newsweek тогда был в зените своего могущества, общий тираж его изданий по миру превышал 2 миллиона, влияние его было огромным. Для Newsweek'а это партнерство было коммерчески выгодным: "Итоги" стали прибыльным изданием уже через год после запуска, и отчисляли своему партнеру существенную плату за лицензию на использование редакционных материалов.

И тем не менее уже через два дня после смены редакции Newsweek выпустил официальное заявление, в котором было сказано, что он не может продолжать сотрудничество в условиях политического давления, разрывает соглашение и требует убрать свой логотип с обложки "Итогов". Это был совершенно неожиданный и, опять-таки, беспрецедентный поступок.

Журнал под названием "Итоги" с подмененной редакцией еще тринадцать лет издавался в точности с тем же макетом, который создал ля него блистательный Аркадий Троянкер, с той же рубрикацией, в тех же пропорциях и структурах. Вот только взгляд на мир там был совершенно иной. Это было мертвое, картонное чучело, заводная модель журнала в натуральную величину.

Редакция настоящих "Итогов" полностью сохранилась, пополнилась, и потом издавала журнал "Еженедельный журнал".

Никто не предал. Никто не сделал ни единого ложного движения. Все поступили совершенно ответственно и мужественно. Я всей душой благодарен моим коллегам. Все они до сих пор остались моими друзьями, и очень мне дороги. Я не стану тут перечислять имена, они все и так отлично знают, как много они для меня значат.

Некоторых с нами уже нет, и я горюю о каждом, и каждого вспоминаю с дружеской нежностью.

Негодяй, по фамилии Бирюков, жив, и сидит в Общественной палате, кажется. Его издательство постепенно развалилось и издохло. Его имя презираемо, как презираемы имена предателей и холуев.

Ни одному из штрейкбрехеров, усевшихся тогда на наших стульях и положивших руки на наши клавиатуры, эта мерзость не принесла ни славы, ни имени, ни уважения. За эти годы многие из них разными путями приходили ко мне со своими извинениями и сожалениями. Я их всех молча выслушал, да.

(На фотографии - вторник, 17 апреля 2001 года, когда мы все пришли делать новый номер, и узнали, что мы уволены.)