Как майдановские художники создавали обереги для бойцов

Как майдановские художники создавали обереги для бойцов

Два года назад, 21 ноября, украинцы вышли на Майдан и позже образовали огромное сообщество, сдвинувшее колесо нашей истории с привычного курса. Эмоциональный подъем был настолько велик, что люди были способны на чудеса. Это событие принесло украинцам множество артефактов и символов, и одно из самых ярких — каски, в которых почти постоянно находились активисты, в каждую минуту готовые к бою. "Сегодня" пообщалась с художниками, которые создали целую летопись украинской истории, изобразив ее на строительных касках.

РИСУНОК ДУШОЙ. Уманец Василий Власюк кем только не был — и редактором, и иллюстратором, и механиком кукол, и бутафором-декоратором, и оформителем спектаклей в театре. Закончив Ленинградский госуниверситет, остался в России. "Поначалу было неплохо, я занялся психологией творчества, — говорит Василий. — Читал лекции в университете, писал диссертацию о проблемах креативности. Все оборвалось неожиданно — в Киеве начался Евромайдан. Реакция россиян, соседей, знакомых и даже близких друзей ошеломила и потрясла: столько злобы, ненависти к "хохлам" давно не встречал. Началась интенсивная обработка умов телевидением и прессой. Именно тогда понял, что пора возвращаться на родину. Так я попал на Майдан, после которого переехал домой окончательно".

Вместе со своим другом из Умани они ходили по столичным баррикадам, мерзли возле сцены, знакомились с активистами, среди которых был и Анатолий Кравец — под его руководством художники и любители занимались росписью касок в здании киевской горадминистрации. "Первым каску расписал тернопольчанин Юра Яськив по прозвищу Пикассо, — говорит Василий. — Для работы он использовал разноцветные маркеры. Идея упала на благодатную почву и буквально взорвалась сотнями творческих интерпретаций. В КГГА была гора расписанных касок, при разглядывании которых у меня просто перехватывало дыхание: хатки, украинские пейзажи, калина, маки и другие цветы, фантастические птицы и звери. Множество касок с орнаментом — от простых, незатейливых, выведенных скорее не рукой, а мудрой душой, которая все знает и чувствует, до искусных петриковских росписей. Там были персонажи мультфильмов, росписи, сделанные в стиле городского граффити и странные авангардистские. Встречались совершенно необычные каски, покрытые каким-то ажурным плетением, были надписи и пожелания, поражающие своей афористичностью и глубиной. Это не могло не воодушевить. Меня как магнитом потянуло к столу с подготовленными для росписи касками".

ПЕРЕЕЗД К ЭПИЦЕНТРУ. Об­­ста­­новка в здании КГГА поражала: у двери вам напоминают, что при входе в зал следует снимать шапку, входящие ведут себя немного робко, понимая, что здесь рождается новый мир. Новогодняя елка, на плазменной панели — непрерывные новости, у стены на матрасах отдыхают приехавшие на Майдан иногородние, у микрофона — различные лекции, презентации. "Этот драйв заряжал и помогал работе, — вспоминает художник. — К моему столу подходили люди, рассматривали, стараясь не мешать. Некоторые просили попробовать и тут же получали краски с кисточками. Нужно было видеть их восторг! Когда майдановцы оставили КГГА, ушел и я, перейдя на новое место — в Украинский дом. Расписанные каски в спешке складывались в мешки и куда-то уносились — мне удалось забрать и сохранить лишь часть, но большинство из их исчезли. Каждая из расписанных на Евромайдане касок — поразительный памятник тому времени: в них отразилась ментальность моего народа с его творческой природой, настроенной на созидание, удивительным эстетическим чутьем, артистичностью, тонкой и доброй душой. Почти все каски были пластиковыми, строительными, в них не было ничего военного и агрессивного. Они воплощали идею защиты, и в этом тоже суть украинской ментальности, ведь война для нас — лишь защита своей земли, а не захват чужой.

Украинский дом был ближе к эпицентру событий: прямо из вестибюля были видны баррикады, отделяющие нас от цепи "Беркута". Может, потому и атмосфера там более деловая. Новый коллектив состоял больше из художников-профессионалов. Здесь я познакомился с Татьяной Чепрасовой, изображавшей на касках библейские аллегорические сюжеты, Викторией Зырянской, помещавшей на них утонченные иконописные лики, Аней Львовой — мастерицей петриковской росписи, Игорем Леви, Оксаной Самойленко, Натальей Кадин-Фесенюк, Ириной Нагорянской, Францем Господарчуком и другими. Этажом ниже работала еще и "Мистецька сотня", а чуть дальше по Крещатику — "Мистецький Барбакан". А вообще же каски расписывались во многих точках Майдана и расходились от безымянных авторов по всем направлениям — это было поистине народное творчество".

"А У НАС ТУТ ЮРОДИВАЯ". Майдановские бойцы подходили к художникам и робко спрашивали, сколько стоит расписать каску. Удивлялись, что бесплатно (там, правда, стоял ящичек с надписью "На нужды живописи"). "Заказов было много — бывало, что мы не откладывали кисти круглосуточно, — говорит Власюк. — Сама атмосфера порождала дикий драйв. К художникам майдановцы относились с пониманием и уважением, смешанными с удивлением. Таня Чепрасова как-то рассказала, что подслушала, как майдановцы рассказывали о ней другим бойцам: "А это у нас тут такая юродивая. Тут шум-дым, стреляют, все бегают, "Беркут" поджимает, а она себе сидит, краски мешает, малюет чего-то". Но такое дзеновское спокойствие было не всегда. Бывало, что приходилось срочно эвакуироваться из Украинского дома, бросая все. Расписанные каски тоже уносились из КГГА, но в спешке большинство из них потерялись".

__1___15

Традиции. От мастера петриковской росписи Анны Львовой.

__1___16

Из Библии. Вечные аллегории от Татьяны Чепрасовой.

__1___17

Как икона. Каски Виктории Зырянской сродни образам.

1_1___05

Новый взгляд. Василий Власюк соединил петриковские узоры с национальными символами Украины.

2_1___07

Фольк-гот. Каска постмайдановская, с соединением готических и украинских элементов.

В ПОМОЩЬ НАШИ ВОИНАМ

"С началом войны почти все мои знакомые майдановцы пошли на фронт, — говорит писатель, волонтер из Тернополя Лилия Мусихина. — Мы стали думать, как заработать деньги и хоть как-то поддержать их. Так возникла идея расписывать каски и продавать их. Потом в качестве объектов для росписи стали служить и гильзы.

Очень распространенная тема в нашем творчестве — кобзари. Мне она очень близка — книжка, которую я закончила писать как раз перед Майданом, была о них. Вдвойне приятно было во время событий на главной площади страны встретиться с настоящим кобзарем (о бандуристе Тарасе Грывуле, который сейчас воюет на передовой, "Сегодня" писала 21 сентября в материале "Из-за бандуры меня принимают за снайпера". — Авт.), да еще и быть с ним в одной сотне. Его изобразили на одной из касок — ее расписал тернопольский художник Николай Кафтан. На интернет-аукционе за нее удалось выручить около $300. Собрав еще денег, мы приобрели автомобиль, который уже давно на передовой".

ПОМОЩЬ ПРЕДКОВ

6_1__

В круговой композиции Василий изобразил воинов Украины разных эпох — от Киевской Руси и Богдана Хмельницкого до УПА и армии Нестора Махно, помогающих нашему современному воину охранять восточные территории в трудный час.

БОЛЬ И ГОРЕ ИЛОВАЙСКА

8_3_1__

Посвящена событиям в Иловайске и называется "Не радійте, воріженьки, ми ще піднімемось". Враги изображены в виде убийц из Мордора (зловещей местности во "Властелине колец").

НА ЗАЩИТЕ НАЦИИ

7_1_1__

Была создана, когда только началась война на Востоке. "Я был поражен глумлением над нашими национальными символами и мученическими смертями украинцев, которые попытались этому воспротивиться, — говорит автор. — Эта каска агрессивна, она — отражение моего возмущения и ненависти вперемежку с отвращением ко лжи бывших братьев о "гражданской войне на Украине" и "украинских фашистах" с параллельной лицемерной заботой о простых украинцах — жертвах "хунты".

О ЗАХВАТЕ КРЫМА

5_1___02

Эта обгоревшая каска также из сожженного Дома профсоюзов. Василий сделал ее, когда появились "зеленые вежливые человечки" в Крыму. Назвал ее "Борьба ангела с демоном". Позже немного ее доделал и усовершенствовал, но фото обновленной версии не сохранилось.

АНГЕЛ С ПЫЛАЮЩИМИ КРЫЛЬЯМИ

3_1_1___01

Эту обожженную каску "Ангел с пылающими крыльями" нашли на пожарище в Доме профсоюзов. Возможно, ее владелец сгорел заживо в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года, когда "Беркут" поджег здание. Позже эта каска была переправлена в Канаду на аукцион, где была продана за 1020 канадских долларов (чуть более 18 тыс. грн). К этой сумме добавили свои деньги некоторые украинские патриоты, в том числе бизнесмены. В результате художники смогли купить хороший тепловизор для наших ребят, воюющих на Востоке. Передали лично в руки! "Выходит, что если эта каска принадлежала кому-то из погибших ребят, то даже на том свете они помогают нам воевать; ангел с пылающими крыльями спасает украинских мальчиков", — говорит художник.

ПОДАРОК ЛЕХУ ВАЛЕНСЕ

4_1___04

А эту каску, расписанную уже после Майдана, Василию закончить не удалось: ее увидел Евгений Нищук, тогдашний министр культуры Украины, и забрал в подарок известному польскому правозащитнику Леху Валенсе к его дню рождения.

ПИСАНКИ, ФАБЕРЖЕ И БОЕВОЙ КОТ МУРЧИК

"Как-то показал знакомому из России фото с касками, расписанными на Евромайдане, и тот сразу спросил: "А где же свастики и надписи "Режь москалей!"?" — вспоминает художник Василий Власюк. — Удивительно, но при всех ужасах Майдана расписанные каски напрочь лишены выражения ненависти. Активисты в основном просили изобразить ангела, икону, крылья, красивый узор, герб Украины или флаг. Такая расписанная каска была символом приобщения к майдановскому братству. В атмосфере опасности, когда жизнь может оборваться в любую минуту, люди в принципе становились особо чувствительными к символам. Защищавшие Майдан в адскую ночь з 18 на 19 февраля говорили, что старались стоять поближе к скульптуре архангела Михаила — у них было ощущение, что он отводит от них пули и летящие снаряды. Потому украинские мотивы, пейзажи, петриковские росписи или национальные символы подсознательно воспринимались человеком не просто как рисунки, а как обереги. А ангелы и святые на касках воплощали ангелов-хранителей, заслоняющих голову от пуль. И ведь правда заслоняли! Как-то мне в руки попала расписанная нами каска с наивными цветами на синем поле и простой душевной надписью "Слава нашій квітучій країні!". А на ней — вмятина от травматической пули, летевшей прямо в цветок на лбу. Пластиковая каска выдержала! Как после этого не поверить в силу оберега? Или, например, моя известная каска "Порву за країну!". В интервью журналистам я сказал, что изобразил на ней самого страшного украинского зверя — кота: он мягкий и ласковый, но когда разозлят и достанут, становится грозным, опасным и сможет постоять за себя и свою страну. Зверь был срисован с настоящего — на Майдане вместе с хозяином жил кот Мурчик; он был ранен и обожжен, но остался жив. Но не всегда все заканчивалось хорошо: не раз приходилось видеть, как человека, для которого ты вчера расписывал каску, несут мимо тебя окровавленным. А потом ты узнавал, что его уже нет…"

ГАЛЕРЕЯ НА ГОЛОВЕ. Как-то к "касочным" художникам подошла девушка-фотограф из Санкт-Петербурга. Она в дальнейшем хотела сделать фотовыставку-алфавит, где разные грани Майдана обозначались бы отдельной буквой или словом-образом. "Спросила, каким словом я бы обозначил роспись касок, — вспоминает Василий Власюк. — Я посоветовал выбрать "О" — букву круглую, как каска, и при этом начальную у слова "оберег".

Чуть позже я понял, что наши работы очень похожи и на писанки. А художник Юра Яськив-Пикассо, о котором я уже говорил, называл свои изделия касками Фаберже. Яйцо — символ жизни и рождения, его скорлупа — защита зарождающейся жизни, а ее сферообразная форма — образец совершенства. Французские искусствоведы говорили, что наши каски — это своеобразная галерея на голове, и такого никто прежде не делал. И на Майдане они были не мертвыми инсталляциями, а чем-то, глубоко погруженным в жизнь. Наши каски могли бы стать еще и брендом Украины в мире!"

Спустя время в Украинском доме провели большую выставку майдановских и постмайдановских (уже военных) касок, только последние чаще расписываются уже руками волонтеров. Наши бойцы очень любят такую ручную работу и так же, как на Майдане, чувствуют поддержку своего народа.