В мае 2008 года рыночная капитализация Газпрома достигла своего исторического пика – 365,1 млрд долларов. Через месяц, в июне 2008 года, Алексей Миллер сказал: «Капитализация Газпрома через 7-8 лет достигнет 1 трлн долларов». К августу 2015 года, к первой годовщине сбитого над Донбассом Боинга рейса МН-17, капитализация Газпрома упала до 45 млрд долларов. Сегодня она составляет 40,5 млрд долларов. С мая 2008 года стоимость самой большой газовой компании в мире упала на 89%. Кстати, вам ничего не напоминает это число, в процентах? И да, чтобы Газпрому достичь уровня своей исторически максимальной капитализации, его акции должны вырасти на 801%, т.е. в 9 раз. Но этому не бывать, потому что не бывать никогда.
В декабре 2015 года Газпром объявил, что он получит убыток от продажи газа в России впервые с 2008 года, а на прошлой неделе он объявил, что получит квартальный убыток в полмиллиарда долларов. Одновременно с этим ему еще и запретили называться «национальным достоянием», что говорит о том, что «всё правильно Миллер делает». Кстати, вспоминается историческая фраза «Деньги брал Лёша Миллер, а Владимир Владимирович писал сумму во время беседы».
Мировое сообщество обанкротит Газпром, а значит, и всю Российскую Федерацию. Все, что необходимо сделать – это выбить из-под Газпрома наибольшее количество рынков сбыта его продукции, оставив на крысятничество Путина, Миллера и их ОПГ только лишь внутренний рублевый рынок российских потребителей. Этого не удастся достичь одномоментно, но работа закипела с марта 2014 года – с момента аннексии Путиным и его ОПГ, от имени РФ, территории соседнего суверенного государства. На материально существенное продвижение в этом направлении миру понадобится еще один-два-три года. Не более.
Почему это приведет к банкротству российского бюджета? Потому что Газпром – подавляюще крупнейшая часть доходной части бюджета, а при банкротстве Газпрома эта часть станет нулем. Не «просто» уменьшится, а станет нулем.
А почему это приведет к банкротству Газпрома? Ведь Газпром, по мнению поверхностных «экспердов» – это «экспортер, имеющий валютную выручку и рублевые издержки»? Неужели мы говорим о потенциальном банкротстве Газпрома при обвально падающем рубле – ведь девальвация очень выгодна экспортерам с валютной выручкой и рублевыми издержками, разве нет?
Во-первых, не вся выручка Газпрома – валютная. Как видно из текста выше, прямо сейчас Газпром уже получает убыток от продажи газа в России впервые с 2008 года. И давайте хотя бы теоретически обвально уменьшим валютную выручку Газпрома, в качестве упражнения и вычисления, и посмотрим, что будет с общей выручкой в валютном выражении...?
Во-вторых, не все издержки Газпрома – рублевые. Газпром использует западные технологии, которые куплены и внедрены западными т.н. нефтегазосервисными компаниями. Им Газпром платит в долларах, а также в долларах Газпром платит и за иностранное оборудование.
В-третьих, Газпром платит за прокладку труб компаниям, которые при режиме Путина и его ОПГ были выведены из-под Газпрома, а потом захвачены друзьями Путина – так они стали самыми большими подрядчиками Газпрома. Стоимость строительства трубопроводов при каждом подряде завышена в астрономическое количество раз, и поэтому новые трубопроводы для Газпрома становятся не только «золотыми» в рублях, но и в пересчете на доллары.
В-четвертых, еще на 1 января 2013 г. совокупный внешний долг Газпрома составлял 47,9 млрд долларов. Домашнее задание моим читателям: написать в комментариях совокупный внешний долг Газпрома на сегодня.
Совершенно очевидно, что при «схлопывании» внешних рынков сбыта газа для Газпрома, с параллельным «схлопыванием» валютной выручки Газпрома, с параллельным удорожанием валютной составляющей в расходах Газпрома, с продолжающимся «Деньги брал Лёша Миллер, а Владимир Владимирович писал сумму во время беседы», с финансовыми убытками от продажи газа в России, и с текущим общим только лишь квартальным финансовым убытком в полмиллиарда долларов (который показателен), Газпром не сможет расплатиться со своими валютными долгами, в условиях закрытых для России рынков международного капитала и наступившей инвестиционной токсичности всей страны из-за аннексии Крыма и войны на Донбассе. Соответственно, Газпром обанкротится.
Вы не верите мне? Ну и черт с вами! Это значит, что вы не верите и международному финансовому рынку – некоей коллективной мудрости всех финансовых инвесторов в мире. Ибо падение рыночной капитализации Газпрома с 365,1 млрд долларов до 40,5 млрд долларов, т.е. на 89%, означает оценку Газпрома финансовым рынком, как компании-кандидата на банкротство.
А для особо непонятливых, повторю. Почему это приведет к банкротству российского бюджета? Потому что Газпром – подавляюще крупнейшая часть доходной части российского бюджета, а при банкротстве Газпрома эта часть станет нулем. Не «просто» уменьшится, а станет нулем. Вот и вся песня о главном.
Июнь 2008 года, Алексей Миллер сказал: «Капитализация Газпрома через 7-8 лет достигнет 1 трлн долларов». А достигла 40,5 млрд долларов. Он не ошибся на порядок. Он ошибся на порядки. Почему? «Деньги брал Лёша Миллер, а Владимир Владимирович писал сумму во время беседы». «Крым брали «вежливые люди», а Владимир Владимирович писал задание и сумму во время беседы». «Донбасс брал Гиркин-Стрелков, а Владимир Владимирович писал задание и сумму во время беседы». «Немцова убивали кадыровцы, а Владимир Владимирович писал задание и сумму во время беседы».
Путин и его ОПГ не обанкротят Газпром и Россию. Они уже обанкротили Газпром и Россию.
Slava Rabinovich