Подавляющее большинство неудачных решений, которые вы приняли в своей жизни, скорее всего, были импульсивными. Они не были ошибками логики или результатом зашедшего в тупик разговора. Этих ошибок можно было избежать в моменты, когда вы не хотели или не могли справиться с сильными негативными эмоциями. Аналогичным образом, наиболее значительный прогресс, которого вы наверняка достигли, был связан не с профессиональной, а с эмоциональной компетентностью.
Способность распознавать свои собственные эмоции, владеть и управлять ими является основным навыком для углубления близости с родными и друзьями и укрепления вашего авторитета на рабочем месте.
Но можете ли вы правильно натренировать эту важнейшую мышцу своей эмоциональной анатомии? Если ваши сиюминутные побуждения обычно перекрывают благие намерения, возможно ли сделать нормой обратное? Именно для этого вам потребуется соблюдать эти правила.
Научитесь распознавать свои эмоции.Эмоциональная ответственность - предпосылка эмоционального воздействия. Вы не можете изменить эмоцию, которую вы не научились обуздывать. Самое главное - примите ответственность за ее существование. Скажите себе: «Дело во мне, а не в них и не в этой ситуации». Эмоции сопровождаются скрытой внешней атрибуцией. Поскольку внешнее событие всегда предшествует переживаемой эмоции, легко предположить, что ее вызвало это событие. Но до тех пор, пока вы верите в то, что это вызвано внешними причинами, вы обречены быть жертвой своих эмоций.
Например, гнев, вызванный критикой из уст коллеги, не имеет ничего общего с высказанными вам претензиями. Они могли повлечь за собой чувство любопытства, удивления или сострадания, а также обиду и гнев. То, что вы испытали последнее, а не первое, многое говорит о вас, а не о вашем коллеге.
Дайте событию название. Затем вам нужно подумать о том, как испытываемый вами гнев или раздражение появились на свет. Эмоции – результат события, в которое вы вовлечены, и того, как вы сами себе их излагаете. Дайте ситуации свой заголовок. Может, это история жертвы, которая подчеркивает ваши достоинства и освобождает вас от ответственности за происходящее? Или это злодейская история, которая выявляет недостатки других и приписывает случившееся их злым мотивам? Или это история о беспомощности, которая убеждает вас в том, что вести себя адекватно и разумно (например, спокойно послушать и высказать свое мнение) бессмысленно? Озаглавливание поможет вам понять, что же случилось на самом деле. Возможно, вы поймете, что слишком увлеклись историями о жертвах и злодеях, и думаете только о том, что неправы другие - и критику приписываете личным недостаткам коллеги, а не его искреннему разочарованию в вас.
Бросьте себе вызов. Научитесь задавать себе вопросы, бьющие по вашему воображающему статусу жертвы или злодея. Например, вы можете спросить: «Почему я обманываю себя, умаляя свою роль? Как в этой ситуации лучше всего поступить?». И вы сразу ощутите свободу от обиды и гнева. Вместо того чтобы защищаться, вы начнете задавать правильные вопросы.