Возвращаемся после небольшой паузы...
Путин пошел на переговоры в Иран. Планы были достаточно серьезные, причем предполагалось интенсифицировать сотрудничество одновременно по военной, энергетической, экономической, геостратегической и региональной отраслям.
Планы мягко говоря были грандиозными, однако чуда не свершилось.
Сначала в сеть выложили фотографию, где Путин сидит за несколько десятков метров по диагонали с представителями Ирана. Причем на фотографии отчётливо заметно, что флага РФ в помещении нет.
Далее была другая сцена - Путин долго ждал Эрдогана, корча смешные рожицы, чем вызвал очередную волну подтверждений своего спорного состояния здоровья. Эрдоган действительно на встречу опоздал, что в общем-то было намеком, что ведущей стороной переговорного процесса является Турция в связке с Ираном, а Путин должен "понравиться" двум лидерам.
Стороны следующее следующее совместное "заявление". Разбираем главное:
◾️Стороны обсудили урегулирование ситуации в Сирии [...] Президенты отметили приверженность территориальной целостности Сирии, выразили решимость продолжать совместную борьбу с терроризмом и сепаратизмом «на земле».
Страны постановили координировать свои усилия. Выразили свое неприятие незаконного захвата и передачи нефтяных доходов, которые должны принадлежать Сирии.
Под этими сообщениями видно следующее:
- "совместная работа" в плоскости исключительно личных интересов
- борьба с терроризмом как предлог на расширение зон влияния
- экспансионистская политика "дележки Сирии" продолжится, стороны будут вытеснять друг друга, используя временные слабости договаривающихся сторон.
- борьба с терроризмом является предлоголом для продолжения военной формы взаимодействия трёх сторон в Сирии.
- вторая цель - перехват влияния за энергетическими ресурсами как метод высасывания влияния Запада в данном нефтяном регионе.
- стратегическая задача - полный контроль сторон над сирийскими нефтяными ресурсами
Необходимость обговаривать данные позиции - исход ослабевающего влияния Москвы. Стороны фактически договорились проглатывать российское влияние небольшими кусочками, успевая переварить территории, которые освобождаются от российского военного режима.
В общем, ситуация "сохранения войны за влияние в белом пальто" будет продолжена. Путин так и не реализовал главную сирийскую миссию - он не смог достичь договоренностей о "смягчении борьбы за влияние в регионе", а значит обозначил фактическое постепенное выдавливание России из Сирии на фоне российской ресурсной катастрофы в украинской войне.
◾️Президенты призвали международное сообщество, в частности ООН и ее гуманитарные агентства и другие международные учреждения, наращивать помощь сирийцам без дискриминации, политизации и выдвижения предварительных условий, а также в более прозрачном ключе.
Это очередная попытка выторговать влияние над международной помощью, которое перетягивает гуманитарку в "коррупционный кейс" лоббизма.
◾️Раиси, Путин и Эрдоган осудили военные нападения Израиля в Сирии.
Выводы:
Путин не смог балансировать между интересами Ирана и Израиля, тем самым попадая под влияние "подсанкционной страны". Так, "сдержанно удачное" байденовское турне по кейсу антииранского трио, заточенное против Ирана, теряет противовес в лице России, тем самым обозначается новая линия "холодного" перелома. Страны "вашингоновской оси" объединены против Ирана, которому дают возможность выйти с поднятыми руками, после чего санкции будут сняты, а экономические вливания - увеличены, ввиду энергетических преобразований рынка. Россия курирует заведомо более слабую сторону, надеясь работать на санкционных ухищрениях и коррупционных маневрах. Но Иран будет играть в самостоятельную партию, поэтому Москве придется лечь под интересы "друга", чтобы не утратить влияние в обоих блоках одновременно.
Это тактический провал. Балансировка между интересами Израиля и Ирана позволяет сохранять политическую и экономическую гибкость на востоке. Сейчас это становится невозможно.
Путин и Раиси сплотились в «санкционной лодке»: Иран научит Россию жить под ограничениями десятки лет
Невозможно через меньшую страну создавать существенный антисанкционный маневр. Иран работал через Россию. В обратном порядке схема вряд ли станет оптимальной.
А вот "за кадром" остались 3 важных кейса:
- Путин, фактически начав заигрывать с Ираном, вообще теряет рычаги давления на "санкционное руководство", в результате чего Иран в очередной раз отказывается платить за АЭС, заставляя Россию все платить из собственного кармана, рассыпая пространные обещания о том, что все будет оплачено, но позже. А вот насколько позже - Иран не скажет. Это зеркальная ситуация со сделкой Лукашенко "поцелуи в обмен на доллары". Однако в новой интерпретации: "поцелуи и доллары идут в комплекте с одной стороны, а вторая сторона их просто принимает", ничего не обещая взамен.
- Путин попытался лоббировать энергетический кризис через так называемую "регуляцию единой позиции по вопросам торговли стратегически важными природными ресурсами". У Путина это не получилось вообще - Иран не дал никаких обещаний, создав для себя поле для стратегического маневрирования между средствами Москвы и Вашингтона. Иран заинтересован в "ядерной сделке", поэтому не стал играть в кремлёвскую игру и ограничился репликой без явной конкретики по энергетическому треку.
- Кремль через каждые полчаса сообщал, что Путин в Иране не обсуждал покупку иранских беспилотников. И если отрицание было явно "совместной партией" по деэскалации внимания по военным поставкам, то общая стратегическая линия Тегерана не предусматривает продажу России техники, которая уже выявлена Штатами. Более того, замаскировать сделку действительно возможно, но лишь в случае, если эти беспилотники не будут использоваться в рамках военных действий, иначе первый же выстрел по иранскому беспилотнику приведет к выявлению подобной техники на вооружении РФ, а это полностью завершит трек "ядерной сделки", на которую рассчитывает Тегеран как инструмент получения средств для дальнейшего расширения влияния в регионе.
Общие итоги:
- Военное сотрудничество можно провести через маскировочные пункты, однако Тегерану Кремль ничего не может предложить взамен, поскольку прежняя сделка "контрабандного хаба для санкционных товаров" перестала действовать - Россия сама стала окружённой колючей проволокой, поэтому Ирану такой "коллега" не интересен.
- Энергетический трек остался на уровне заверений и обещаний без реальных гарантий.
- Геостратегическое влияние в Азии Путин продолжает терять: по сирийскому вопросу урегулирования не найдено, а по остальным направлениям заметно явное сужение возможности для стратегического маневра. Россия переходит из стадии субъекта азиатской политики в стадию "объекта" торга между Китаем, Индией и их азиатскими союзниками.
Победа, однако. Козыри сданы впустую.
CYNIC