Как рождались пластилиновые мультфильмы Александра Татарского, и за что он едва не попал за решётку

Как рождались пластилиновые мультфильмы Александра Татарского, и за что он едва не попал за решётку

Мультфильм «Пластилиновая ворона» в своё время стал настоящим прорывом в мультипликации, а его создателя Александра Татарского произвели в ранг новатора от мультипликации. Анимация была его призванием и смыслом жизни, он шёл к ней довольно сложным путём, преодолевая трудности и препятствия. Трудно представить, что создатель таких шедевров как «Падал прошлогодний снег» и «Следствие ведут колобки», мог угодить за решётку ещё в то время, когда только начинал свой путь в мультипликации.

От мечты к мечте

Он появился на свет в Киеве, и детство его, благодаря отцу, создававшему репризы для известных клоунов, проходило в творческой атмосфере. Отец Михаил Семёнович мечтал о том, что Александр тоже будет иметь отношение к цирку. Но мальчик мечтал играть в футбол. Дом, где жила семья Татарских, находился как раз напротив стадиона «Динамо», и все мальчишки в округе в будущем видели себя футболистами.

Саша Татарский вместе с друзьями играл на импровизированной площадке перед входом на стадион. Их не пугало асфальтовое покрытие, а роль ворот играли турникеты. В одной игре ему сломали правую руку, и четверокласснику сделали четыре операции, чтобы собрать сустав. Потом ещё долго Александру пришлось разрабатывать правую руку при помощи настольного тенниса, но он научился виртуозно рисовать левой. Он продолжал играть, стоял на воротах и гипсом отбивал мячи. Когда это увидел отец, он был просто в ужасе.

При этом мальчик группировался так, чтобы падать исключительно на левый бок. Его готовы были зачислить в легендарную школу «Динамо», но выявленный врождённый порок сердца стал препятствием на пути к мечте Татарского.

Как-то Юрий Никулин, познакомившийся с Татарским-младшим, сказал его отцу, что Саша – такой же клоун, как и он, только маленький. Александр на самом деле всю жизнь любил розыгрыши, но придумывал столь удивительных персонажей, что сыграть их живому человеку было бы просто не под силу. По желанию отца он поработал в цирке униформистом, после окончил Киевский институт театра и кино, а позже и курсы анимации при Госкино УССР.

Ещё в 1968 году он устроился на работу в «Киевнаучфильм», где имелось отделение анимации. Свою трудовую деятельность он начал с того, что «экспроприировал» со столов коллег по несколько листов кальки, намереваясь на них нарисовать собственное подпольное кино. Позже он понял, что знаний, опыта и, как ему тогда казалось, таланта, ему не хватает, и Александр Татарский отложил эту идею на потом.

А после, во время шефской поездки на картошку в один из колхозов, Александр Татарский познакомился и подружился с Игорем Ковалёвым, талантливым мультипликатором, вместе с которым они стали снимать своё подпольное анимационное кино.

На пути к цели

Возвратившись в Киев, друзья соорудили своеобразный мультстанок из обломков металлической кровати и приобретённого по случаю списанного рентгеновского аппарата. Днём они, как положено, трудились в «Киевнаучфильме», а по ночам создавали своё кино, обзаведясь мастерской. Правда, место дислокации им приходилось часто менять из-за визитов представителей органов власти, видевший в мультипликаторах подозрительных личностей. В первую очередь, силовиков интересовал вопрос, нельзя ли на их чудо-станке размножать листовки.

При этом товарищи были очень неорганизованными, поэтому работа часто тормозилась. Тем не менее, закончив свой первый мультфильм, они отправились с ним в Москву, показать шедевр на Высших режиссёрских курсах. Правда, дело было летом, они на месте никого не застали и вернулись в Киев.

Директор «Киевнаучфильма», узнав о том, что два молодых сотрудника втайне создали собственный мультфильм, оскорбился. И написал на них донос в органы. Юные дарования организовали небольшую вечеринку, а руководитель выдал её за нарушение общественного порядка с обилием спиртного и даже насилием над женщиной. На Татарского и Ковалёва было заведено уголовное дело, однако милиция довольно быстро разобралась в происшедшем, дело закрыли, посоветовав товарищам вести себя немного тише.

Пластилиновые миры

Они тут же снова отправились в Москву. Им удалось показать мультфильм на курсах, но зачислили на них в результате только Ковалёва. Александр Татарский не смог устроиться на телевидении и находился в самом мрачном расположении духа, когда судьба свела его с Эдуардом Успенским, работавшим в то время худруком в студии «Мульттелефильм». Они подружились, и именно Успенский стал идейным вдохновителем «Пластилиновой вороны».

Однажды Эдуард Николаевич в останкинском буфете всунул в руки Татарскому измятую бумажку с разными мыслями и с кучей исправлений, бросив на ходу, что это – ему. В результате долгого изучения записей и родился сценарий «Пластилиновой вороны». Правда, готовый мультфильм тут же обвинили в безыдейности и положили на дальнюю полку. Показать его решился Эльдар Рязанов в своей «Кинопанораме», после чего и началось триумфальное шествие мультфильма. Александра Татарского называли новатором в мультипликации, а его пластилиновый шедевр заработал 25 наград на различных фестивалях.

Позже Александр Татарский создал ещё много мультипликационных шедевров. При этом самым бессмысленным, по его мнению, но и самым любимым был мультфильм «Падал прошлогодний снег». Он черпал своё вдохновение в самых обычных житейских ситуациях, запоминал произнесённые кем-то интересные фразы и слова, а затем вкладывал их в уста своих героев.

Он создавал свои уникальные мультфильмы для самого себя. Для того ребёнка, который жил в нём. А потому у каждого из них была душа, в них были невероятно яркие образы и персонажи. Он смог создать собственную, первую в стране негосударственную студию анимации «Пилот» и помогал восстанавливать церковь Трёх Святителей за право находиться и в помещении церкви.

Когда большинство сотрудников «Пилота» получили приглашение работать в США и уехали, Татарский остался, хотя его тоже звали за океан. Он смог возродить свой «Пилот» даже после такой тяжёлой кадровой потери. А на 20-летие студии в 2007 году в Москве собрались все те, кто мог бы назвать себя учениками Татарского.


Они вспоминали, как создавали свои первые шедевры, поднимали бокалы за дальнейшее процветание «Пилота» и, как водится, хотели встречаться чаще, звали друг друга в гости и настаивали на приезде Александра Татарского в Америку. Просто посмотреть, как работают его товарищи. Никто и представить себе не мог, что спустя два дня Александра Татарского не станет.

Он умер во сне 22 июля 2007 года. Тот самый врождённый порок сердца, диагностированный когда-то при поступлении в футбольную школу «Динамо», настиг его на 57 году жизни.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080320/45717/