Как себя защитить, если в магазине нарушили ваши права

Как себя защитить, если в магазине нарушили ваши права

Права украинского потребителя часто нарушаются. Сплошь и рядом случаи, когда на ценнике и чеке разные цифры, а на полках лежит просроченный товар. К тому же, украинцы часто сталкиваются с самоуправством местных охранников и наглым хамством кассиров. Как правильно поступить, если обычный поход в магазин превратился в настоящее происшествие?

Охранник требует сдать ваши вещи в камеру хранения

Каждый покупатель имеет право зайти в магазин со своей сумкой. В камеру хранения необходимо сдавать только те товары, которые продаются в магазине, например, со своей шоколадкой заходить в кондитерский магазин нельзя.

Что сказать охраннику: В соответствии с пунктом 21 Постановления Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 №833 О порядке осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания субъект хозяйствования обязан обеспечить доступ потребителей к торговым объектам без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, реализация которых осуществляется в таких торговых объектах. Следовательно, запрет проносить вещи и требование сдавать сумку является нарушением прав потребителя.

Дополнительные действия:

  • вызвать администратора и требовать предоставить Книгу отзывов и предложений;
  • отправить жалобу в Госпотребслужбу;
  • в случае конфликтной ситуации вызвать полицию.

Охранник пытается проверить ваши вещи

Охранник не имеет права проводить личный досмотр покупателя и его вещей, а также чеков, без о добровольного разрешения. Охранник не может цепляться или куда-то отводить.

Что сказать охраннику: Согласно статьям 2, 10 и 15 Закона Украины Об охранной деятельности охранник имеет право осуществлять осмотр лиц исключительно с их согласия. При этом согласно пункту 4 статьи 11 Закона Украины Об охранной деятельности персонал охраны во время выполнения функциональных обязанностей должен иметь при себе удостоверение с подписью руководителя субъекта охранной деятельности, в котором указываются фамилия, имя, отчество лица, принадлежащего к персоналу охраны, дата выдачи и срок действия удостоверения и содержится фотография лица, которому выдано удостоверение.

Дополнительные действия:

  • потребовать от охранника его документы;
  • в случае конфликтной ситуации вызвать Полицию.

Сумма в ценнике и чеке отличается

Потребитель имеет право купить товар по той цене, которая отмечается на ценнике! Когда вы покупаете что-то в магазине, между вами заключается договор купли-продажи. В статье 691 Гражданского Кодекса Украины указано, что покупатель обязан оплатить товар по цене, установленной в договоре купли-продажи. Поэтому цена является условием договора, вам известна и на которую Вы согласны. Если же эта цена отличается от цены в чеке - вам должны компенсировать разницу в цене, или могут вернуть полную стоимость и отказаться продавать Вам этот товар вообще.

Основные действия:

  1. Сфотографируйте ценник и зовите администратора. Требуйте зафиксировать разницу в ценах. Не принимайте аргумент “Цены изменили утром, еще не успели заменить ценники“. Это вообще не проблема покупателя.
  2. Дополнительно можно написать жалобу в Книгу отзывов и предложений.

Можно ли проводить фото-, видеосъемку в магазине?

Да, покупатель может делать фото, видеосъемку в магазине. Однако распространять запись или фото с изображением физических лиц, которые не предоставили своего согласия или не являются публичными лицами запрещено.

Что сказать охраннику: Право на фото-, видеосъемку гарантировано статьей 50 Конституции Украины. Звучит это как “право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение“. Кроме того, в статье 37 Конституции отмечается, что “Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом - по своему выбору“.