Как снимали фильм «Три толстяка» Алексея Баталова

Как снимали фильм «Три толстяка» Алексея Баталова

Алексей Баталов: Делать фильмы для ребят – большая ответственность. С большой радостью, долго и старательно знаменитую книжку Юрия Олеши (которого я знал с детства – он приходил в дом к моим родителям) переводил на язык кино. Это внутреннее очень дорогая для меня работа.

Фильм получился абсолютно детским. В нем есть и зло, и добро, и чувство порядочности, товарищества. В конце – добро и правда торжествуют, девочка и принц спасены. А для детей важно видеть, что, несмотря на все трудности, на видимую слабость, добро все-таки празднует победу.

«Трёх толстяков» изначально собиралась экранизировать Тамара Лисициан, но в итоге постановку сделал Алексей Баталов. Баталов мечтал поставить «Трех толстяков» уже давно, правда, сперва он собирался дать героям Олеши вторую жизнь на театральных подмостках — во МХАТе, где он работал. Но тогда ему не удалось осуществить задуманное, как утверждает Алексей Владимирович, по идеологическим причинам, ведь, по его словам, роман является «карикатурой на революцию», а образы трех толстяков были списаны с «буржуев из Кремля».

Великолепное символистское произведение Юрия Олеши, многоплановое, образное и глубокое, было опубликовано в 1924 году. Современник Юрия Карловича, поэт Осип Мандельштам так оценивал книгу:
При адаптации для киноэкрана сюжет «Трех толстяков» был в значительной степени упрощен и сокращен. Создателями ленты основной упор был сделан на революционно-приключенческую линию, в то время как сказка содержит множество аллюзий и подтекстов. В частности, в образах персонажей, так же, как и Алексей Толстой в своих «Приключениях Буратино», Юрий Олеша изобразил некоторых своих близких и знакомых.

Но тем не менее, у Алексея Баталова получился динамичный, полный юмора, яркий и эмоциональный фильм, радующий уже не одно поколение зрителей. Алексей Баталов выступил не только в качестве режиссера картины, но и принял участие в написании сценария картины, и исполнил одну из главных ролей. Чтобы сыграть Тибула, актеру пришлось научиться ходить по канату.

Причиной этого стало несовершенство техники комбинированных съемок для цветных фильмов. После просмотра отснятого материала, где на общих планах в роли идущего по проволоке Тибула снялся дублер, Баталов решил сам выполнить этот сложный т опасный номер: » К монтажу подготовили кадры с нами, это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. А ведь это центральная сцена, весь сюжет на ней завязан. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя.

Больше года я учился ходить по проволоке. И научился! В кадре, где я выхожу с чердака на канат над площадью видно, что страховки нет». Овладеть мастерством канатоходца актеру помогала его супруга — артистка цирка Гитана Леонтенко.

Она же тренировала и обучала акробатическим трюкам Лину Бракните. Кроме Алексея Баталова, в фильме занята целая плеяда блестящих актеров: Валентин Никулин, Рина Зеленая, Роман Филиппов, Евгений Моргунов, Алексей Смирнов, Виктор Сергачев, Георгий Штиль и другие.

Также не нельзя не отметить замечательную работу юных исполнителей ролей Суок и наследника Тутти Лины Бракните и Петра Артемьева, которые, повзрослев, увы, не стали профессиональными актерами.
На роль Суок была выбрана литовская девочка Лина Бракните, и ей тоже пришлось изрядно попотеть, осваивая цирковую акробатику и жонглирование. Благо, под рукой всегда была наставница – жена Баталова и по совместительству цирковая актриса.

Однако, на цирковой подготовке трудности не закончились. Так как муляж куклы вышел не очень похожим на актрису, то в большинстве сцен Лине пришлось играть и за куклу. Самым тяжелым было сохранять немигающий взгляд, для чего бедной девочке наклеивали на веки специальную пленку.
Пришлось ей повозится и с… тигром! Ведь, если в книге хищника вел оружейник Просперо, то в фильме эту неблагодарную роль отвели Суок. Девочка с тигром на поводке, конечно, смотрелась очень эффектно.

Лина Бракните:
«- В эпизоде, когда я, спасая заключенных из клеток в зверинце, сталкиваюсь с тигром, я повернулась к тигру спиной. Меня не предупредили, что этого делать нельзя. И вдруг чувствую – на плечи легли огромные тяжелые лапы. От страха я не поняла, как взлетела наверх по решетке. Полчаса отходила. Но пришлось снова входить в клетку, снимать еще дубли.

— Когда я по сюжету играла девочку, то косметики было не так много, а вот для куклы делали особый грим. Мне даже глаза наклеивали на особой пленке — кукла ведь не могла моргать, и Алексей Баталов думал, что я долго не смогу продержаться. Муляж куклы, конечно, был, но мою копию использовали только для трюковых сцен.

Так вот вначале мне наклеивали глаза, а потом стали обходиться просто накладными ресницами. В парике в жару тоже было тяжело ходить. Часто он приклеивался к волосам, и его в некоторых местах «снимали» при помощи бритвы. Но все тяжелое забывается, а в памяти остается только лучшее.

— На «Трех толстяках» меня и акробатике учили, и жонглированию. Со мной занималась цирковая актриса — жена Алексея Баталова. Сначала не очень у меня получалось, но я была упорной. Если бы не это мое качество, то я и школу бы со своими разъездами не окончила. Все вечера за учебниками сидела. На съемках у Баталова не всегда сладко приходилось.

Но мы на него не обижались. Он был настоящий вулкан, мог взорваться в любую минуту, если что-то ему не нравилось. Ни актерам, ни себе поблажек не давал. Он даже в роли гимнаста Тибула все цирковые трюки выполнял сам! Чтобы времени в курилке не тратить, носил на шее жестяную баночку для окурков.»

Единственное с чем не до конца справилась юная актриса была озвучка, поэтому в некоторых сценах Суок заговорила голосом… Алисы Фрейндлих.

В то время, как Баталов и Бракните изводили себя тренировками, актерам, исполнявшим роль Трех Толстяков, Сергею Кулагину, Евгению Моргунову и Борису Христофорову, сыгравшим трех толстяков, было поручено режиссером до самых съемок придерживаться «антидиеты», чтобы прибавить в объеме и в весе.
Актерам, несмотря на их старания, не удалось достичь требуемых параметров, поэтому для них были пошиты костюмы со специальными «утолщающими» накладками.

Повесть Юрия Олеши была экранизирована в Советском Союзе еще дважды, и обе ленты были анимационными: в 1963 году, за три года до картины Баталова вышел мультфильм «Три толстяка», и в 1980 году по мотивам произведения была поставлена музыкальная картина «Разлученные».

Сказку «Три толстяка» снимали в Петергофе на территории Конюшенного корпуса. Он и сегодня, к счастью, существует там. В здании располагается санаторий «Петродворец». Правда, в фильме здание несколько «декорировали», в частности, прикрепили к нему временный балкон.

Но узнать в нем дворец толстяков и Тутти совсем не сложно.