Когда-то банкиры обратились к социологам с задачей расстыковать покупателя с его деньгами. Потому что состыкованный покупатель неохотно тратил наличные деньги на потребление и не брал кредиты. Чековые книжки немного помогали, но не спасали положение. Когда человек рукой заполняет чек, он все равно состыкован с деньгами.
Социологи предложили решение, которое стало началом использования пластиковых карт. Проводишь магнитной полоской по считывателю, и ты уже купил товар в кредит. Банкирам идея понравилась и они начали сначала продавать, а потом дарить покупателям пластиковые карты. Но тут выяснилась другая проблема - эмоциональные покупатели.
У некоторых пользователей пластиковых карт обнаружилась страсть к покупкам. Они покупали, покупали, и так набирали объем кредита, который не в состоянии были вернуть. Банкиры терпели убытки и снова обратились к социологам. И те придумали лимит кредита и кошелек с застежкой, который открывался тем туже, чем ближе покупатель подходил к лимиту.
--
Человек - социальная животинка. Он руководствуется социальными шаблонами. Его действия не всегда рациональны, но их можно корректировать в ту, или иную сторону, в зависимости от целей и задач. Этим занимаются маркетологи, политтехнологи, пропагандисты, бихевиаристы и представители других профессий, которые подталкивают человека к действию.
Попробуем поставить себя на место политтехнолога. Каждая галочка в бюллетене на местных выборах в Украине дает право распоряжаться четвертью миллиона налогов. Депутаты местных советов не получают зарплату, но тем не менее борются перед выборами за галочки избирателей. Они платят политтехнологу за то, чтобы галочки стояли в нужном месте.
Избиратель расстыкован со своими налогами. Он не знает ни сколько их, ни откуда они берутся, ни как ими управлять. Рациональная модель для политтехнолога - изучить страхи и чаяния избирателей и показать, что его кандидат лучше всех защитит избирателя от угроз и реализует его пожелания. Но является ли такая стратегия оптимальной для избирателя?
--
Теперь поставим себя на место избирателя и попробуем состыковать его с четвертью миллиона своих налогов. Сначала ему нужно сообщить сумму. Причем, не раз в пять лет перед выборами, а каждый месяц долбить его информацией - это твои налоги. Затем ему нужно дать возможность управлять частью своих налогов. Не заставить, а дать возможность.
Например, у меня есть онлайн-кабинет получателя льгот. Кто не знает, в Украине провели монетизацию льгот в прошлом году. Кто-то видел демонстрации протеста по этому поводу? Правильно, потому что для меня ничего не изменилось. Я вижу сумму в онлайн-кабинете и получаю раз в месяц СМС-ку с раскладкой - сколько получено, и что и куда потрачено.
По умолчанию галочки в кабинете стоят так, чтобы для пользователя ничего не изменилось. Но я могу переставить галочки и оплатить за воду, а не за свет. Либо заплатить наличными, а накопившуюся сумму льгот забрать после окончания отопительного сезона. Я состыкован со своими льготами. Точно так же можно состыковать и с налогами.