Как талант передается по наследству: Актерская династия Марьяны Спивак

Как талант передается по наследству: Актерская династия Марьяны Спивак

О ней заговорили после того, как фильм «Нелюбовь» получил приз на Каннском кинофестивале. Но немногие знали о том, что Марьяна Спивак была не первой в роду актеров, кто заслужил международное признание. 60 лет назад в Каннах получил такой же приз фильм «Баллада о солдате», где сыграла ее бабушка, известная советская актриса Жанна Прохоренко. Родители Марьяны тоже были актерами, и зрители наверняка запомнили ее мать в фильмах «Вам и не снилось» и «Гостья из будущего». Все актрисы из этой династии носят разные фамилии, но удивительно похожи друг на друга. Правда, их творческие судьбы сложились по-разному…

Жанна Прохоренко

Родоначальницей этой актерской династии стала Жанна (настоящее имя – Жаннета) Прохоренко. Она появилась на свет в 1940 г. в Полтаве. Когда началась война, ее отец ушел на фронт, а спустя 3 месяца погиб. Жанна вместе с матерью переехала к родственникам в Ленинград, где и прошли ее детство и юность. Впервые на сцену она вышла во Дворце пионеров, где занималась в драмкружке. Однажды к ним приехали из Москвы педагоги из Школы-студии МХАТ, проводившие донабор студентов, и Жанна стала одной из 5 счастливцев, попавших на курс Олега Ефремова.

Ее творческий взлет был очень стремительным. Еще во время учебы она дебютировала в театре «Современник» и в кино, причем первая же роль была главной и превратила ее в звезду не только всесоюзного, но и мирового масштаба. Режиссер Григорий Чухрай снял ее в военной драме «Баллада о солдате», которую позже назвали одним из лучших фильмов о Второй Мировой войне. Правда, поначалу его раскритиковали, обвинив режиссера-фронтовика в клевете на советскую армию – в фильме не было героических и батальных сцен, а главный герой признавался, что подбил вражеские танки от испуга. И только после того, как «Балладу о солдате» увидел и одобрил Хрущев, ее представили на международных фестивалях, где фильм получил несколько десятков призов, в том числе номинацию на «Оскар» и специальный приз жюри Каннского кинофестиваля.


Из-за съемок в этом фильме Жанне пришлось уйти из Школы-студии МХАТ, ведь педагоги были против участия студентов в киноэкспедициях. Но Чухрай помог ей продолжить обучение во ВГИКе. Спустя 2 года Жанна исполнила еще одну роль, заставившую о ней говорить, – в драме «А если это любовь?». В 21 год она сыграла девятиклассницу, переживающую первую любовь. Этот фильм произвел фурор – в те времена было не принято так откровенно говорить об отношениях подростков, тем более в таком контексте: учителя и родители своими запретами ломают им жизни.

После этого Жанна Прохоренко сыграла еще десятки ролей в кино, но ни одна из них не могла повторить успех ее ранних работ. Ее звездный час пришелся на начало 1960-х гг., а после этого ей предлагали, в основном, эпизодические роли. В последние годы жизни она практически перестала сниматься в кино и жила в деревне в Псковской области, переезжая в Москву только на зиму. В 2011 г. актрисы не стало, а ее дело продолжили дочь и внучка.


Екатерина Васильева

В первом браке Жанны Прохоренко с кинорежиссером Евгением Васильевым у нее родилась дочь Екатерина, которая пошла по стопам матери. О ней Екатерина говорила: «Несмотря на занятость, мама уделяла мне очень много внимания. Если съемки совпадали с каникулами, она брала меня с собой. Я переняла от нее многие качества, может быть, невыгодные для современной жизни. Например, я абсолютно не умею врать и не могу пойти даже на мелкую хитрость, о которой никто никогда не узнает. Такой была и моя мама».

Она тоже окончила ВГИК и тоже в 19 лет дебютировала в кино. Так же, как у ее матери, первая же роль принесла ей известность – она сыграла одноклассницу главного героя, влюбленную в него, в нашумевшем фильме «Вам и не снилось…». Так же, как в начале 1960-х гг. драма с участием ее матери «А если это любовь?», этот фильм о любви школьников в начале 1980-х гг. вызвал множество споров среди педагогов и родителей старшеклассников, режиссера обвиняли в аморальности и пропаганде любви в подростковом возрасте.

Спустя 4 года Екатерина Васильева сыграла роль учительницы в фильме «Гостья из будущего». И хотя ее персонаж был второстепенным, образ получился очень ярким и запоминающимся. После этого в 1980-х гг. актриса снялась еще в нескольких фильмах, но и тут ее творческая судьба была очень похожа на судьбу матери: после первых ярких ролей ей доставались малоприметные роли второго плана. В 1990-х гг. в кинокарьере Екатерины Васильевой наступила затяжная пауза, о чем она говорила: «Мы, герасимовцы, были воспитаны, что неприлично выклянчивать работу. А в 90-е нужно было ходить и себя предлагать». В это время она занималась озвучиванием иностранных фильмов – ее голосом говорили героини в сериалах «Дикая Роза» и «Просто Мария», а также переводила иностранные мультфильмы для телевидения. Она вышла замуж за актера Тимофея Спивака, в 1985 г. у них родилась дочь Марьяна.

Ее возвращение на экраны состоялось в 2004 г. Примечательно то, что в детективном сериале «Близнецы» снялись все три представительницы актерской династии – Жанна Прохоренко, Екатерина Васильева и Марьяна Спивак. Начиная с 2011 г., актриса вновь начала активно сниматься, с тех пор практически ежегодно выходит по несколько фильмов и сериалов с ее участием. В сериале «Напарницы», где ее дочь сыграла главную роль, она снялась в роли медсестры, в нашумевшей «Эпидемии» 2019 г. ей также достался эпизод, а Марьяна снялась в одной из главных ролей.


Марьяна Спивак

Ее родители развелись, когда ей было около 3-х лет. Спустя 10 лет ее мама вышла замуж во второй раз и родила дочь Ксению, а Марьяна переехала жить к бабушке, Жанне Прохоренко, которую считала своей второй мамой и называла не «бабушкой», а «Жаннетиком». Наверное, в такой семье невозможно было не стать актрисой. В школьные годы Марьяна участвовала в самодеятельности и посещала подготовительные курсы Школы-студии МХАТ. При этом и бабушка, и родители отговаривали ее от выбора актерской профессии, но Марьяна настояла на своем. В 2002 г. она прошла по конкурсу сразу в 3 театральных вуза, но выбрала студию МХАТ. После окончания вуза с отличием она была принята в труппу театра «Сатирикон».

Сниматься в кино Марьяна Спивак начала еще в утробе матери – в фильме «Прощание славянки» Екатерина Васильева снималась беременной. В 6 лет девочка снялась в фильме своего деда, Евгения Васильева, «Пока гром не грянет», а еще через 10 лет сыграла главную роль в фильме отца «Горе-злосчастье». Несмотря на ранний старт кинокарьеры, добиться заметных успехов ей удалось далеко не сразу – поначалу многие ее воспринимали только как дочь известных родителей.


Первая популярность пришла к ней только после 30 лет, когда Марьяна исполнила главную роль в сериале «Напарницы». А спустя год имя актрисы узнал весь мир – ей досталась главная роль в социальной драме Андрея Звягинцева «Нелюбовь». С этим фильмом Марьяна Спивак так же, как когда-то ее бабушка, приехала на Каннский кинофестиваль, где он произвел фурор, этот фильм тоже номинировался на «Оскар» и получил несколько престижных кинопремий.

Марьяна говорила о бабушке: «Про Канны я, увы, не помню ее рассказов совсем. Вообще, очень жалею, что мало о чем успела ее расспросить. И записать. Потому что даже то, что она мне рассказывала, у меня по девичьей памяти повылетало из головы... Но думаю, мы переживали в Каннах схожие эмоции. Я, как и она тогда, в Европе оказалась в первый раз, на фестивале – в первый раз, снялась в большом кино тоже в первый раз. Правда, ей было 20 лет в тот момент, а мне 32… Когда училась, на курсе многие не знали, что я из актерской династии. Во-первых, в семье не принято этим бравировать. А во-вторых, это комплекс актерских детей, которые сначала хотят проявить себя, а потом уже добавить, что у меня все такие прекрасные… Я вообще, думаю, что это Жаннетик мне так помогает. На ней держалась семья, и она была нашим предводителем. И когда ее не стало, мы с мамой очень растерялись. А сейчас так получается, как будто ее звезда нас ведет. Я верю, что все это не просто так: и Канны, и фильмы, и театр. Все это – от нее большой привет».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140320/45783/