Год назад, 4 ноября 2018 года, в субботне-воскресном обзоре я написал о двух очень актуальных сегодня событиях.
Первое из них актуально, поскольку сегодня начался судебный процесс над другом Трампа и советником его предвыборного штата в 2016 году Роджером Стоуном, который координировал публикацию в WikiLeaks документов, похищенными гру-шными хакерами у демократов.
А второе - изложение содержания главы из книги Боба Вудворда «Страх: Трамп в Белом Доме». На основе чего и как Трамп принимает решения и что он думает об устройстве мира.
Итак, цитата из моего поста годичной давности.
______________
* Рашагейт. Очень интересная информация появилась в четверг в газете Нью-Йорк Таймс. Эта информация основана на электронной переписке Роджера Стоуна, многолетнего друга и в 2016 году советника предвыборного штаба Трампа, предсказавшего публикацию WikiLeaks материалов, дискредитирующих Клинтон с руководителем предвыборного штаба Трампа в августе-ноябре 2016 года Стивом Бэнноном.
В воскресенье, 2 октября 2016 года, Стоун написал в Твиттере: «В среду Хиллари Клинтон - все». В понедельник, 3 октября 2016 году, Стоун продолжил в Твиттере: «У меня есть полная уверенность в том, что Wikileaks и мой герой Джулиан Ассанж скоро преподадут урок американскому народу».
В тот же день, 3 октября, Мэтью Бойл, вашингтонский редактор ультраправого издания Брайтбарт, главным редактором и издателем которого до прихода в штаб Трампа был Бэннон, написал два электронных письма Стоуну: «Ассанж? Что у него есть? Я надеюсь это что-то хорошее» И тут же: «Я оставил сообщение Бэннону, но он еще не перезвонил мне».
И далее, Бойл пишет Бэннону: «Вы должны позвонить Роджеру (Стоуну)». Бэннон ответил 4 октября: «Да, он точно знает, что есть у Ассанжа. Я должен сказать, что это важно».
Далее последовал дальнейший обмен электронными посланиями между Бэнноном и Стоуном.
Как электронная переписка попала в распоряжение журналистов, они не сообщают, но можно предположить, что переписка утекла от сотрудников комитетов Конгресса, проводивших свое расследование Рашагейта и затребовавших всю электронную переписку предвыборного штаба Трампа.
А 7 октября 2016 года WiliKeaks начал публикацию писем, похищенных хакерми из российского ГРУ у руководителя предвыборного штаба Клинтон Джона Подесты.
Очевидно, спецпрокурор Роберт Мюллер также располагает всей этой перепиской и скорее всего гораздо большим количеством электронных писем, чем те, что попали в газету. Сообщалось, что Мюллер провел в большом жюри допросы нескольких людей, близких к Стоуну, а в прошлую пятницу следователи из команды спецпрокурора снова долго беседовали в своем офисе со Стивом Бэнноном.
* Из книги Боба Вудворда «Страх: Трамп в Белом Доме». Глава 27. В ней рассказывается, в частности о том, что министр обороны Мэттис и главный экономический советник президента Кон были очень озабочены тем, что Трамп не понимает, как важно иметь надежных союзников, и как наличие надежных союзников связано с вопросом свободной торговли, против которой все время выступал президент. Мэттис предложил пригласить президента в министерство обороны, в специальную закрытую комнату для наиболее секретных совещаний, называемую «Танк», и сделать для него доклады о положении в мире, о важности наличия союзников и о том, как важно иметь с союзниками свободную торговлю. В 10 утра 20 июля 2017 года такое совещание состоялось в министерстве обороны. Трамп приехал на него с Бэнноном (тогда еще официально главным стратегом Белого Дома). В совещании участвовали министр обороны Мэттис, госсекретарь Тиллерсон, главный экономический советник президента Кон, министр финансов Мнучин, председатель объедниенного комитета начальников штабов Данфорд, руководитель аппарата сотрудников Белого Дома Прибас. Советник по национальной безопасности Макмастер отсутствовал по семейным обстоятельствам.
Совещание открыл Мэттис, сказавший, что «наилучшим нашим завоеванием является основанный на правилах международный демократический порядок». Глобальная архитектура приносит безопасность, стабильность и процветание.
Затем выступил госсекретарь Тиллерсон, лейтмотивом выступления которого было: «установившийся мировой порядок поддерживал глобальный мир в течение 70 лет».
Затем выступил Кон, говоривший о важности свободной торговли вообще и свободной торговли с союзниками, в частности. Свободная торговля взаимовыгодна. Благодаря ей наши фермеры продают странам-союзникам своей продукции на $130 миллиардов в год. Благодаря ей наши военные корабли заходят на заправку и пополнение припасами в Сингапур, а наши военные самолеты базируются в этой стране и ее разведка продуктивно сотрудничает с нашей.
Трамп прервал Кона «Я не хочу слышать об этом. Это го8но».
Министр финансов Мнучин сказал, что важно поддерживать свободную торговлю с союзниками.
Его перебил Бэннон: «Одна из вещей, которую хочет сделать президент, это десертифицировать ядерную сделку с Ираном. Хоть один из ваших е8аных великих союзников в Евросоюзе поддержит президента? Назовите мне хоть одного, который введет санкции вместе с нами?». Мнучин снова сказал о важности союзников. Тиллерсон тут же заявил, что «Иран не нарушает условия сделки, и все разведывательные агентства сходятся в этом. Как же они могут ввести новые санкции, если нет нарушений соглашения?» И стал объяснять технические детали соблюдения Ираном сделки.
На это Трамп сказал: «Они все делают деньги». Обругал матом ведущие европейские компании. И совсем не на шутку разошелся, буквально набросившись на генерала Данфорда и других военных, упрекая их, что они не могут одержать нигде военную победу, спрашивая, чем они занимаются в Афганистане, отчитывая генерала Данфорда, словно провинившегося школьника, и не воспринимая его возражения о том, что военные только выполняют указания политического руководства.
После чего Бэннон снова спросил: «Так что, поддержат они новые санкции?» Мнучин ответил: «Нет». На что Бэннон сказал: «Я закончил. Это все, что вам нужно знать о ваших союзниках».
После чего Трамп сказал Тиллерсону: «Рекс, вы слабак. Я хочу десертифицировать сделку».
И тут же президент спросил Мнучина, почему министерство финансов не объявляет Китай валютным манипулятором. Мнучин стал объяснять, что Китай не является в настоящее время валютным манипулятором, что в США действует закон, содержащий четкие критерии для того, чтобы объявить какую-то страну валютным манипулятором, и Китай не соответствует этим критериям». «О чем вы говорите», - сказал Трамп, - «Возьмите и объявите, сделайте это».
После чего Трамп стал требовать вывести американские войска из Южной Кореи, поскольку Южная Корея не платит деньги за то, чтобы США ее защищали, и США имеют дефицит во внешней торговле с Южной Кореей. На возражения Кона, что это хорошо, потому что позволяет американцам покупать дешево южнокорейские телевизоры мирового класса и инвестировать деньги в различные проекты дома, Трамп сказал, что не желает этого слышать.
Совещание закончилось. Трамп, Бэннон и Прибас вышли. Тиллерсон сидел, совершенно потрясенный всем услышанным.
«Вы в порядке?», - спросил его Кон.
«Он е8аный придурок», - сказал Тиллерсон в присутствии всех, кто оставался в комнате.
На следующий день Тиллерсон сообщил Прибасу, что хочет уйти в отставку. Прибас его стал энергично отговаривать и уговаривать быть более гибким и вежливым в отношениях с президентом.
Сам Прибас еще не знал тогда, что ему осталось работать руководителем аппарата сотрудников Белого Дома всего 9 дней.
При чтении этой главы у меня сложилось впечатление, что Бобу Вудворду все подробности этого совещания пересказал Гари Кон.