Как Трамп сделал Джастина Трюдо суперзвездой

Как Трамп сделал Джастина Трюдо суперзвездой

Последний раз, когда премьер-министр Канады получил столько же внимания, его фамилия тоже была Трюдо.

Это был конец 60-х годов, а Пьер Эллиотт Трюдо, 48-летний профессор, ставший лидером Либеральной партии, положил начало бурной эпохе канадской истории, известной как «Трюдомания». Обожающие подростки следовали за модно одетым холостяком по улицам Оттавы. Его личную жизнь, включая давние отношения с Барброй Стрейзанд, смаковали желтые газеты. Джон Леннон, только что окончивший свою «спячку» в Монреале с Йоко Оно, заявил: «Если бы все политики были похожи на Трюдо, во всем мире был бы мир».

Даже когда Трюдомания ослабла, Трюдо задержался у власти на целых 15 лет, вырезав себе место в метафорической канадской горе Рашмор. Но внимание, привлеченное Трюдо, было исключением. С тех пор, как он покинул свой пост в 1984 году, ни один канадский политик не получил даже толики того признания - по крайней мере, до недавнего времени.

В 2015 году, когда старший сын Пьера Трюдо, Джастин, привел либералов к победе и вытеснил консервативное правительство, Канаду вновь охватил приступ Трюдомании. Новоизбранный премьер-министр хорош собой, внешне напоминает диснеевского принца, а харизмой мог бы потягаться с отцом.

Хотя большинство американцев не задумываются о канадской политике, Соединенные Штаты - единственный сосед Канады на суше, ее главный торговый партнер и самый важный союзник. Канадцы не могут закрыть глаза на США, даже если бы хотели. «Жить рядом с вами в некотором роде – все равно что спать рядом со слоном», - сказал старший Трюдо в 1969 году. - Независимо от того, насколько дружелюбен этот зверь, вы обращаете внимание на каждое его движение».

Теперь, находясь на втором гребне волны Трюдомании, Джастин Трюдо доказывает, что он тоже не какая-то звезда на пять минут. Можно сказать, что младший Трюдо взял на себя эту роль в значительной степени благодаря политическим беспорядкам к югу от границы с Канадой.

Раньше Трюдо не хватало почвы под ногами. До того, как он был избран депутатом парламента, его резюме было довольно коротким: 43-летний Трюдо был помощником учителя, инструктором по рафтингу и вожатым лагеря. Трудно было отрицать намеки на кумовство – человека с другой фамилией и сходным политическим весом не восприняли бы как кандидата.

Первые три года в должности прошли спокойно, все достижения были малыми, пусть и весомыми. Но потом Трамп был избран президентом Соединенных Штатов. Озабоченность «незрелостью» Трюдо быстро рассеялась. Вдруг публичная персона, которая временами казалась слишком лощеной, а ее поведение - хорошо отрепетированным, стала утешением, тогда как политика, которая в противном случае могла бы казаться незначительной или слишком абстрактной, стала подтверждением компетенции правительства.

Контраст с Трампом позволяет Трюдо выставлять свои добродетели в более выгодном свете, говорит Колин Макдональд, старший консультант Navigator, канадской компании по связям с общественностью. Это «дает ему возможность продемонстрировать многие аспекты своей личности, подход к управлению и дипломатии».

В Трампе Трюдо нашел нежданного соперника: человека, которому он должен противостоять, и чье профессиональное партнерство ему необходимо. Учитывая место Канады в мире и ее экономические связи с США, к Трампу нужен особый подход. Возможно, поэтому Трюдо иногда пытается вывести из себя раздражающего слона по соседству.

27 января Трамп подписал распоряжение о запрете на взъезд в США выходцев из мусульманских стран и сирийских беженцев. На следующий день Трюдо уколол его в бок: «Тем, кто спасается от преследований, террора и войны, говорю: канадцы будут рады вам, независимо от вашей веры. Разнообразие - наша сила #WelcomeToCanada». Затем, уже в апреле, у обоих лидеров возникли разногласия по поводу пересмотра торговых соглашений, и споры до сих пор не утихают.
 И в этом заключается потенциальный риск для Трюдо: что, если ответ Трюдо на следующий вызов выставит его слабаком? Предпочтут ли канадцы ему более жесткого и опытного премьер-министра?

Пока Трюдо может лежать рядом со слоном. Но в непростой роли как критика Трампа, так и союзника-партнера, покоя ему не будет.