"КАК Я РАБОТАЛ НАБЛЮДАТЕЛЕМ" - Юрий Христензен

"КАК Я РАБОТАЛ НАБЛЮДАТЕЛЕМ" - Юрий Христензен

В 2012 году за пол года до выборов звонок - Я представляю штаб одного из кандидатов, хотела бы договориться о встрече.

Подъезжаю, милая женщина - У нас хорошие отзывы о Вашей работе на прошлых выборах. Не хотите поработать секретарем ДВК?

- Не хочу, у меня почерк плохой.

- Понимаю, Вас наверное интересует пост главы ДВК?

- Нет, эта работа меня тоже не интересует.

- Жаль, тогда я Вас запишу членом участковой комиссии.

- Членом комиссии я бы тоже не хотел работать.

- Тогда зачем Вы приехали? - на лице милой женщины было написано удивление.

- Запишите меня наблюдателем.

- Но в наблюдатели мы берем людей совсем без опыта. Да и оплата там другая.

- Смотрите, моя цель в том, чтобы выборы прошли честно. Моего опыта достаточно, чтобы реализовать эту цель на любой должности. Глава ДВК с секретарем пашут три месяца и зарабатывают 300-400 долларов. Член комиссии работает две недели и зарабатывает сотню. Наблюдатель работает сутки и получает полтинник. Это просто рациональный выбор.

- То есть, деньги Вас не интересуют?

- Интересуют, но почасовая оплата у наблюдателя выше. Я потом все равно трачу эти деньги на что-нибудь общественно полезное.

Женщина что-то записала в блокнот и мы попрощались. Больше она не звонила. То ли честные выборы не входили в ее компетенцию, то ли кандидат оказался недостаточно общественно полезным. Зато перед выборами позвонила знакомая из одной строительной фирмы.

- Юра, привет!

- Привет.

- Мой шеф идет в горсовет, хочешь поработать на выборах?

- Всю жизнь мечтал, но с одним условием. Выборы должны пройти честно.

- Подходит. Шеф купил немецкую коляску для инвалида, построил две детские площадки, поставил скамейки во дворах и по соцопросам теперь лидирует. Я тебя записываю наблюдателем, завтра сообщу номер ДВК.

--
День выборов. Мы наблюдаем на участке с юристом кандидата. Выборы проходят честно и скучно. Я провел маленький инструктаж, но юрист все норовит выявить нарушение.

- Смотри, в кабинку зашли двое!

- Мама и ребенок. На результат волеизъявления граждан это не повлияет.

- Но это же нарушение, давай составим протокол!

- Не надо. Лучше следи, чтобы никто не вынес бюллетень из участка.

Так прошел весь день и, как говорится, ничего не предвещало, но вечером раздался звонок.

- На соседнем участке проблема.

- Что случилось?

- Приезжай, увидишь.

- К кому обращаться?

- Зампредседателя вроде нормальный парень.

--
Шесть часов вечера, два часа до закрытия участка. Захожу с зампредседателем в каптерку для отдыха, он начинает рассказывать.

- На участок пришел один из кандидатов. Весь день качает права. Все перессорились, пишут кляузы друг на друга. Девочки за столами в нервозной обстановке кому-то выдали три бюллетеня, кому-то четыре (в этот день проводились выборы в четыре органа власти). Мало того, что работать невозможно, так теперь еще ничего не сойдется.

Пару минут на изучение ситуации, наводящие вопросы и мозговой штурм. Дальше начинается реализация.

- Так, выходишь в зал и громким голосом сообщаешь присутствующим, что копии протоколов они сегодня не получат.

- Как не получат!? - зампредседателя аж подпрыгнул.

- У тебя бланки протоколов есть?

- Есть комплект в сейфе.

- Одного комплекта на всех хватит?

- Нет.

- Выходишь в зал и громко об этом говоришь.

- Побьют!

- Вали все на ТВК - не предоставили бланки.

- А потом?

- Отобьем первый штурм, а потом я объясню, что будет дальше.

Зампредседателя вышел на лобное место, выдал речь и обратно в каптерку. Следом за ним заходят кандидат в депутаты, наблюдатели и несколько членов комиссии. Заглянули в сейф, обматерили ТВК и разошлись.

- Что теперь? - спросил зампредседателя.

- Сейчас они закончат ругаться и начнут звонить по своим штабам. У нас есть примерно 45 минут, чтобы добежать до канадской границы.

Тут маленькая ремарка. В этот день нужно было заполнить бланки протоколов выборов в Раду, облсовет, горсовет и на пост городского головы. В украинской политической культуре это простыни из фамилий и названий политических сил. Поодиночке эта задача в принципе невыполнима. Нужен кто-то, кто подготовит комплект бланков и отксерит их для всех остальных.

Как я и предполагал, первыми комплект заполненных бланков ближе к закрытию участка подвезли из ТВК. После этого началось шоу под названием групповая динамика.

- Снова выходишь в зал и радуешь всех комплектом заполненных бланков, - оторвал я сияющего зампредседателя от разглядывания свежепривезенных листочков. - Но объясняешь, что нужен кто-то, кто безвозмездно, то есть даром, сделает копии бланков для членов комиссии и наблюдателей.

Сказано - сделано. Выполнить социальную роль вызвался кандидат в депутаты. На него с вожделением смотрели девочки, которые начали вручную заполнять чистые бланки. Потом оказалось, что у кандидата офис закрыт, а в штабе закончился тонер в принтере. А тем временем голосование подошло к концу, и на участке повесили большой амбарный замок.

Созвонился со своим штабом, договорился за ксерокс и впервые вышел на публику. Сообщил, что могу изготовить необходимое количество бланков, но есть одна проблема. После завершения голосования никто не может покидать участок. Если кто-нибудь возражает, я никуда не поеду. Возражающих не нашлось.

Через час я в центре зала раздал всем и каждому заполненные бланки протоколов. Кандидат в депутаты был посрамлен, а у меня над головой появился сияющий нимб. Присутствовавшие и раньше догадывались, что это ж-ж-ж неспроста, но тут у них состыковалось происходящее с конкретным человеком. И изменения от "все против всех" к "один за всех" им понравились.

Дальше начался подсчет голосов, а я удалился в каптерку составлять табличку в экселе. За этим делом меня застал зампредседателя.

- Это что?

- Табличка. Ты же сам сказал, что девочки выдали разное количество бюллетеней, и результат не может сойтись.

- Так он и не сойдется - философски заметил зампредседателя.

- Сойдется с точностью до волеизъявления избирателей, которое смогла зафиксировать ваша комиссия. В противном случае все снова передерутся и выборы на вашем участке не состоятся.

- Не могут они сойтись, там два десятка членов комиссии и столько же наблюдателей тщательно фиксируют все цифры.

- Они фиксируют результат своего кандидата и, максимум, результаты ближайших соперников. Но есть один кандидат, у которого нет ни одного наблюдателя и члена комиссии.

- Это кто? - в глазах зампредседателя мелькнуло неподдельное любопытство.

- Кандидат "Против всех". Те бюллетени, которые ваши девочки не выдали избирателям, будут засчитаны в пользу этого кандидата.

Закончил табличку и вышел в зал. Там как раз кандидат в депутаты доказывал, что галочка напротив фамилии его конкурента, залезшая хвостиком в соседнюю графу, является недействительной. Все дружно посмотрели на меня.

- Как наблюдатель, я не имею права вмешиваться в выборы. Но могу процитировать норму закона по этому поводу. Там сказано: "Избиратель ставит "+", либо иную отметку, свидетельствующую о его волеизъявлении". Комиссия может поставить на голосование вопрос, понятно ли вам в данном случае волеизъявление избирателя.

- А он говорит, что ему не понятно, - воскликнул один из членов комиссии, показывая пальцем на кандидата в депутаты.

- Кандидат в депутаты также не имеет права вмешиваться в выборы. Комиссия может спросить о его мнении, если посчитает необходимым.

Мнение кандидата никого не интересовало, поэтому бюллетень перекочевал в нужную стопку. Потом депутата потроллили, когда точно такая же галочка оказалась напротив его фамилии. - Конечно действительный! - не моргнув глазом ответил кандидат. После этого на него вообще перестали обращать внимание.

Когда подсчет закончился, я быстро вбил цифры в табличку. Зампредседателя вышел в зал и озвучил результаты подсчета голосов. Все дружно сравнили цифры со своими записями и взялись за калькуляторы. Сверили результаты - они сошлись.

Дальше начались обнимания и целования. А еще пару часов назад они готовы были друг друга загрызть. Как все же мало нужно людям для счастья. Всего лишь, поставить общую задачу и помочь им ее решить.

--
Послесловие

- Поедешь со мной в ТВК - заявила председатель тоном, не терпящим возражений.

- Но я не член комиссии - на всякий случай возразил я.

- Член, не член, на тебе не написано. Зато говоришь складно. Если понадобится отбрехаться, будет в самый раз.

На участок мы вернулись в пол третьего ночи с утвержденными протоколами. Не самый плохой результат с учетом произошедших перипетий. Весь зал аплодировал стоя. Председатель (заведующая столовой, в которой располагался участок) накрыла всем стол. Я был за рулем, но все равно пришлось пригубить.

Председатель поздравила всех с успешной работой. Поздравила кандидата в депутаты со вторым местом. Сказала, что его партия может им гордиться. Отдельно поблагодарила меня за помощь. Я особо не возражал. Она председатель, ей виднее.

Юрий Христензен