"Какие нервные лица" - Леонид Швец

"Какие нервные лица" - Леонид Швец

Местные выборы – это еще тот вызов избирателям и избирающимся. В процессе задействовано огромное количество людей. На руки граждане получат от трех до пяти бюллетеней, в зависимости от особенности населенного пункта, и, например, бюллетени для голосования в областной и районный совет привязаны к открытым партийным спискам. Это бесконечное число лиц и фамилий, которые нужно каким-то образом оценить.

В соцсетях народ активно зубоскалит по поводу претендентов на кусочек власти, фигурирующих на различных носителях политической рекламы, но кто-то при этом строго выговаривает насмешникам, упрекая их в отсутствии надлежащего уровня толерантности, ведь, дескать, люди не виноваты, что у них вот такая внешность или эдакая фамилия. И эти блюстители морали частично правы, ведь порой человек действительно ничего не может сделать со своей внешностью или паспортными данными, хотя чаще все-таки может при некотором желании и отсутствии ограничений по здоровью. Но вот в отношении тех, кто решил сделать политическую карьеру эта правота вообще слабо работает.

Начнем с того, что нет никакой возможности отучить народ хихикать по малейшему поводу, который показался подходящим. Дурносмешество – обязательная часть народной культуры, можно сколько угодно по этому поводу бурчать, но легче принять как данность и лишний раз не нарываться. Любой преподаватель истории вам расскажет, с каким восторгом каждый следующий класс встречает имя первого короля франков – Пипина Короткого. Ну правда ведь замечательное имя!

Конечно, судить кандидата по поверхностным данным легкомысленно, но и невозможно не судить. Любой из нас каждый день по многу раз решает эту задачу, сталкиваясь с новыми людьми, и лучше ее решить правильно и вовремя, например, если кто-то пытается познакомиться в общественном транспорте или просит закурить на пустынной улице. Первое впечатление – это чаще всего все, что у нас есть, чтобы не влипнуть в неприятную историю.

При всей обманчивости внешности нельзя избавиться от стремления приписать ее носителю каких-то внутренних черт, это известный психологам гало-эффект. Благодаря ему, например, привлекательные люди воспринимаются как умные и успешные. И сказать, что тут связи нет, нельзя: если все так считают, то путь симпатяг к успеху действительно легче, как бы это ни было несправедливо к тем, кого природа одарила заурядной внешностью. На тех, кто решается на публичную деятельность, справедливость вообще распространяется в малой степени, это сверхконкурентная среда, где не то что толерантности, снисходительности ждать не приходится. Претендуешь представлять народ – изволь соответствовать, и народ склонен при выборе представителя капризничать, если у него такая возможность имеется.

Если кто-то думает, что экспертное мнение сильно отличается от умозаключений простой публики, тот сильно ошибается. Пресловутые британские ученые в 2013 году отобрали записи финалистов десяти самых престижных музыкальных конкурсов. При прослушивании без видеоряда угадать победителей смогли только 25,5% простых слушателей и 25,7% музыкальных экспертов. Видеоряд без звука помог простакам правильно ответить в 52,5%, музыковедам – в 47% случаев.

Александр Тодоров из Принстонского университета в 2005 году получил еще более поразительный результат. В эксперименте предлагалось по фотографии определить, кто из кандидатов в конгресс и сенат победил в результате выборов. Участники не ошиблись в 70% случаев, не зная о политиках вообще ничего, ориентируясь только на впечатление от фото. Вот после этого расскажите кому-то, что фактор внешности не имеет значения в политике и шансы всех перед избирателями равны.

При всем жизнеопределяющем значении выборов, они при этом являются игрой. Как во всякой игре, тут важны прежде всего легкость и красота исполнения. Собственно, все то, чего мы никак не можем добиться от наших выборов. Пока эта игра нам не очень дается.

Леонид Швец