"Какое же все-таки это счастье - быть внутренне свободным..." - Екатерина Макаревич

"Какое же все-таки это счастье - быть внутренне свободным..." - Екатерина Макаревич

Жизнь подкинула ситуацию, которая может стать хорошей иллюстрацией борьбы ценностей, происходящих сейчас и в Украине, и в мире.

Ситуация бытовая, а не политическая, оттого она является важным подтверждением того, что реформ требуют не только политические институты, но и то, что у нас сидит в головах. Часто неосознанно.

Сегодня. Сцена в Укрпочте. Сижу, жду своей очереди. Передо мной несколько человек.

Действующие лица: внутренне свободная женщина, играющая в телефоне, подозрительная женщина в чёрных очках, периодически уходящая и возвращающаяся и я, читающая статьи на фейсбуке.

Молодая девушка оплачивает коммуналку. Женщина в чёрных очках, согласно очереди, должна быть следующая, но она вышла, никому ничего не сказав ещё 10 минут назад. Женщина с телефоном на всякий случай встала за девушкой у стойки и снова уткнулась в телефон.

Проходит 5 минут.
Заходит подозрительная женщина в чёрных очках и обращается к женщине с телефоном:
-Женщина, почему вы здесь стоите? Я после девушки занимала.

Женщина с телефоном спокойно и с улыбкой ей отвечает:
-Я вас пропущу. Я помню, что вы следующая (и снова утыкается в телефон).

Женщина в чёрных очках садится рядом со мной. Мгновение молчит, видимо, переосмысливает то, что ей ответили, и начинает свой спич:
-А почему вы там стоите? Уйдите от стойки. Когда я встану, я не хочу, чтобы рядом со мной кто-то стоял.
Она повторяет "уйдите оттуда" несколько раз.

Женщина с телефоном удивлённо поднимает голову. Я тоже отрываюсь от чтения фб. Сидящие в очереди молчат, но по их выражению лица понятно, что они тоже не знают, как относиться к этому выпаду.

Женщина с телефоном растеряна.

Я не выдерживаю и успокаивающе обращаюсь к женщине в очках:
-Женщина, вам же сказали, что вас пропустят, а женщина там стоит, потому что вы уходили и не сказали, вернётесь ли.

Женщина в чёрных очках не унимается:
-А почему она там стоит. Я не хочу, чтобы она рядом со мной стояла, когда придёт моя очередь. У меня деньги. Я не хочу, чтобы кто-то заглядывал в мой кошелёк.

Понимаю, что вести диалог с ней не получится. Она упорно слышит только то, что хочет.

Женщина в чёрных очках пытается встать нарочно между девушкой, которую обслуживают, и женщиной с телефоном, при этом, пытаясь оттолкнуть последнюю.

Женщина с телефоном изумлённо смотрит на действия женщины в очках. Потом на меня. Я ей говорю, мол, лучше отойдите, садитесь рядом, а то это, видимо, тяжёлый случай.

Женщина с телефоном отходит от стойки, молодая девушка, которую обслуживали, тоже уходит. Женщина в чёрных очках остаётся одна у стойки, достаёт свои квиточки по коммуналке. Общая сумма оплаты, громко озвученная консультантом, составляет около 600 гривен.

Женщина с телефоном сидит рядом, качает головой и тяжело вздыхает. Я ее успокаиваю, говорю, что не берите в голову, подозрительные люди в каждом видят врага.

А теперь давайте разберём эту ситуацию с точки зрения ценностей.

На всякий случай оговоримся, что под ценностями подразумеваются правила жизни, сформулированные человеком, которые задействуют определённые внутренние качества, по их мнению, необходимые, чтобы жить по этим правилам.

В данной ситуации налицо столкновение двух ценностных систем. С одной стороны, комплекс ценностей, отвечающих за безопасность (женщина в черных очках), с другой - ценности, характерные для человека внутренне свободного (женщина с телефоном).

В чем разница?
Женщина в чёрных очках видит мир через оптику внутреннего качества - недоверия. В ее картине мира каждый человек может быть опасным, от любого можно ждать подвоха или обмана.

Недоверие к другим ограничивает и подавляет ее собственную внутреннюю свободу, вынуждая отказываться видеть в других - людей, которые не собираются причинить ей вред.

Женщина с телефоном - иллюстрация наоборот человека с набором качеств внутренне свободного. Такой человек априори предоставляет право на свободу другому. Потому что знает сам, насколько это важно. С этим же правом в ее системе ценностей появляется уважение к другим и развивается эмпатия.

Именно поэтому когда женщина в чёрных очках начала спич по поводу "вы не должны там стоять", женщина с телефоном изумилась, потому что в ее картине мира стоять можно где угодно. Поскольку за этой свободой всегда идёт ответственность. Она берет на себя ответственность стоять у стойки и не мешать другим.

С другой стороны, уважение к принципу "свобода заканчивается там, где начинается несвобода другого" и вынудило ее в результате перестать спорить с женщиной в очках и отойти от стойки.

По сути, эта ситуация иллюстрирует борьбу картин мира советского человека и человека с европейскими ценностями.

Та же самая борьба происходит и в сознании людей, живущих в России, где, с одной стороны, людей принуждают жить ценностями безопасности, с другой - у прогрессивной части это вызывает ощущение сюра. И эти же ценности безопасности Кремль хочет навязать Украине, чтобы украинский народ также начал жить по принципу "все вокруг враги", сея тем самым недоверие среди людей.

К чему это приведёт? К народу с картиной мира, как у женщины в чёрных очках.

А теперь как трансформировать в своём мышлении ценности безопасности в ценности свободы.

Расскажу на своём примере. В моем случае, когда я переехала из Москвы в Киев, ценности безопасности были у меня в приоритете. Я шугалась по привычке полицейских, подозрительно оглядывалась по сторонам, недоверчиво относилась к тем, кто переходил мои личные границы (в моем представлении они тогда были очень широкими). Мне помогла забота украинцев и терпеливое уважение ко мне, как к свободному человеку. Это привело к тому, что во мне начала развиваться ответственность. Вместе с ней и бОльшая внутренняя свобода.

Затем постепенно начало появляться и доверие к окружающим и к миру.

Опция "доверие" включается, когда человек предоставляет возможность быть другому таким же свободным, как и он сам. То есть, доверие начинается только тогда, когда человек внутренне свободен и берет ответственность за свою жизнь.

Почему эта трансформация важна?

Недоверчивый человек неспособен учиться и развиваться. Он ведь в любом человеке или совете ищет подвох.

При этом, не надо путать, что человек, испытывающий доверие, то же самое, что доверчивый человек. Нет. Это разные понятия. Доверчивый человек - несвободный. Просто в своём стремлении верить людям, он пропустил ступеньку "внутренняя свобода".

Доверие же - это чёткое понимание, кому можно верить, а кому нельзя. По сути, это правильное отношение к разным людям.
Когда доверие становится ценностью, обмануть человека нельзя.

Страшнее всего, и это самое важное - человеку с ценностями безопасности понять логику человека внутренне свободного очень сложно, поскольку элементарно у человека свободного арсенал ценностей гораздо шире, чем у человека, думающего, прежде всего, о своей безопасности.

Но вот человек свободный может понять человека несвободного. И в понимании, то есть заботе, сочувствии, а не критике, и кроется ключ, открывающий для человека несвободного ценности свободы, ответственности и доверия.

Как на днях услышала от одного итальянца, истинный реформатор - не тот, кто поддерживает фальшивые традиции, а тот, кто обновляет уже отжившие традиции.

Так и с ценностями. Задача внутренне свободных людей помочь обновить ценности людей, пока не знающих, какое это счастье - быть внутренне свободным...

Буду рада вашим комментариям, размышлениям и историям, которые случались с вами)
Ведь реформы в голове, по моему опыту, начинаются тогда, когда пропускаешь ситуации через себя.

Екатерина Макаревич