Западные лидеры с интересом ожидают ответа России на получившие широкую огласку протесты против авторитарного режима Александра Лукашенко в Беларуси. Силовое вмешательство не станет неожиданным действием со стороны российского президента Владимира Путина, который заявил по государственному телевидению, что Лукашенко попросил его держать наготове полицейские подразделения на случай, если «ситуация выйдет из под контроля». Однако с определенной долей уверенности можно заявить, что Путин не хотел бы видеть подобное развитие событий в Беларуси. Кремль вторгся и оккупировал территории Грузии и Украины, чтобы предотвратить прозападное геополитическое движение этих стран. Однако подобными действиями неоимпериалисты Кремля укоренили противостояние местного населения российской оккупации и усилили их поддержку евроатлантической интеграции, особенно среди молодых грузин и украинцев. Москва с опозданием начинает осознавать, что никакие объемы дезинформации не способны изменить эту тенденцию.
Именно поэтому у Путина другие планы на Беларусь. Вместо отправки «зеленых человечков» для оккупации территории Беларуси, Москва планирует так называемую «мягкую аннексию». Стратегия заключается в постепенном «разогреве», который начнется с экономической интеграции и введении общей валюты, после чего последует политическая интеграция за счет общей иностранной и оборонной политики, а кульминацией станет создание полноценного союзного государства, что де-факто будет обозначать поглощение Беларуси Россией.
В последние несколько лет Путин добивался от Лукашенко согласия на этот план под предлогом экономического расширения. Россия долгое время предоставляла Беларуси крупные субсидии на экспорт нефти; Путин приостановил выдачу субсидий в надежде подчинить беларускую экономику. Помимо прочего, он также ввел ограничения на экспорт сельскохозяйственной продукции в Россию. А в нынешней ситуации, под прикрытием политического кризиса, Москва самолетами отправляет в Беларусь политтехнологов, тайных агентов разведки, специалистов по кибербезопасности, консультантов по СМИ, пропагандистов и советников по безопасности. Вместо «зеленых человечков» Москва отправляет серых человечков, специалистов по политическим войнам. Их оперативная задача - подготовка почвы для мягкой аннексии.
Для достижения этой цели Кремлю необходимо удержать Лукашенко у власти. Советники ФСБ консультируют беларуского лидера по вопросам демобилизации протестов путем массовых репрессий и особых угроз лидерам оппозиции, в том числе угроз забрать их детей и отправить их в приюты. Основываясь на большом опыте развития гражданских конфликтов в других странах, российские политтехнологи пытаются расколоть протестное движение и разделить его на восточных и западных беларусов, рабочий класс и интеллигенцию, католических и православных христиан. Российские телеведущие из Москвы убеждают беларусов, что пробуждение их нации – не что иное, как сюжет, созданный зарубежными службами.
Пока что беларусы не верят в это. Обычные граждане отвернулись от Лукашенко после того, как он назвал протестующих «крысами» и вместе со своим сыном появился в телевизионном сюжете в бронежилете и с автоматом в руках, что не похоже на поведение «человека из народа». Законность его пребывания на посту президента подорвана – анонимный опрос, проведенный неправительственной организацией, показал, что его поддерживает менее 10% белорусов, и похоже, что Кремль знает об этом. Поэтому пока Лукашенко угрожает лидерам оппозиции, серые человечки Кремля спокойно захватывают контроль над беларускими службами безопасности, в том числе КГБ, Министерством внутренних дел и Вооруженными силами.
В конце августа Лукашенко в своей резиденции встретился с высокопоставленным чиновником из Кремля. Вскоре после этого Путин заявил представителям СМИ, что Лукашенко «готов рассмотреть возможность проведения конституционной реформы, принятия новой конституции, проведения новых выборов и парламента, и президентских выборов на основе этой новой конституции». Как будто по команде, Лукашенко заявил государственным беларуским СМИ о готовности начать диалог со студентами и профсоюзами о внесении изменений в конституцию. При этом он подчеркнул, что никогда не вступит в диалог с лидерами протестного движения, заявив: «Я не говорю о бунтующих преступниках, которые выходят на улицы и кричат, что хотят диалога. Им не нужен диалог».
Параллельные заявления Минска и Москвы ясны: нам следует ждать конституционных изменений и новых выборов, однако на условиях Москвы. Предлагаемые конституционные изменения создадут условия для более широкой экономической интеграции с Россией, однако их преподнесут как ослабление диктаторства Лукашенко. Например, официально власти могу заявлять, что расширение полномочий парламента может предоставить больше власти народу, однако на практике это предоставит больше влияния марионеточным партиям Кремля. Подобные партии станут крайне важными для Москвы, если будущий беларуский президент окажется более независимым, чем Лукашенко. Помимо этого, обещание проведения новых выборов может показаться шагом навстречу протестующим, однако для Москвы это станет возможностью подготовить дружелюбных к Кремлю кандидатов к выборам.
Однако перед тем как осуществить свои планы, Путин и Лукашенко должны снизить накал существующего кризиса. Вероятнее всего, в следующие недели Лукашенко усилит репрессии в отношении лидеров протестного движения, в чем ему помогут сотрудники ФСБ. Параллельно с этим, его режим может начать «диалог» с известными беларускими личностями – не лидерами протестного движения, а высокопоставленными политиками, которые в будущем будут выступать за сильные связи с Кремлем.
В этом случае лидерам Европейского Союза, США и других западных демократий не стоит попадать в ловушку и признавать законными постановочные переговоры. Им также не следует обсуждать с Кремлем дела Беларуси в обход лидеров протестного движения. Лучшим вариантом будет принцип «Обсуждения дел Беларуси только в присутствии настоящих представителей Беларуси».
Западным демократиям, несомненно, следует максимально поддерживать народное гражданское движение Беларуси. Протестное движение, которое мы наблюдаем сегодня, породило новое самосознание народа, которое мобилизовало и объединило беларусов. Как и во время польского движения «Солидарность», которое зародилось 40 лет назад в Гданьске, самосознание объединяет рабочих и интеллигенцию, городское и сельское население, и даже современную IT-молодежь с пенсионерами. Примечательно, что данное движение привлекло даже некоторых членов номенклатуры.
Западные лидеры должны придать сил данному движению, приняв лидеров и требования оппозиции: новые выборы с мирной демократической передачей власти, немедленное прекращение террора и репрессий, снятие ограничений со СМИ и освобождение политических заключенных. Граждане Беларуси должны понять, что именно они создают будущее своей страны, а Запад поддержит их независимое право иметь голос в своей собственной стране. Западные страны не имеют права и не должны вмешиваться в дела Беларуси. Однако у них есть другие инструменты, которые помогут найти выход из сложившегося кризиса. Они могут наложить санкции на агентов Лукашенко, запретив им въезд в западные страны и заморозив их активы в западных юрисдикциях. Они могут предложить план экономического восстановления в случае успешной демократической передачи власти.
Многие западные политики не предпринимают действий в ожидании вторжения России в Беларусь или использования иных средств для удержания Лукашенко у власти. Можно быть уверенным, что Кремль не будет стоять в стороне и попытается использовать скрытые средства для мягкой аннексии. Однако он столкнется с жестоким сопротивлением беларуского общества. В данной ситуации западные демократии не должны отстраняться от ситуации или, что еще хуже, поддерживать передачу власти при участии России. Для беларусов подобные действия окажутся равносильны жестокому предательству их надежд – вместо действующего диктаторского режима они получат такой же жестокий диктаторский режим Кремля. Западные лидеры должны обеспечить полноценную поддержку белорусского демократического движения и его лидера Светланы Тихановской и мотивировать граждан в ожидании развития событий. Подобное решение не потребует значительных усилий.