Каспаров-Путин: матч на выживание

Каспаров-Путин: матч на выживание

Спецкор «ХаАрец» в Америке Цах Йокед встретился с экс-чемпионом мира по шахматам, гроссмейстером и политиком Гарри Каспаровым, который живет в США. С самого начала беседы Каспаров огорошил собеседника признанием, что боится возвращаться в Россию: «Сказать, что я боюсь вернуться, было бы преуменьшением. Мы прекрасно знаем, что происходит с людьми, которые разделяют мои политические взгляды, к примеру, с Борисом Немцовым».

По словам Каспарова, многие из тех, с кем он начинал, а затем продолжал путь в политику, либо мертвы, либо сидят в тюрьме, либо находятся в изгнании. Он считает, что обстановка ухудшалась постепенно: если в 2005 году убийство такого человека, как Немцов, было невозможным, в 2010-м такой шанс появился, но казался маловероятным, а уже в 2015 году этот сценарий стал реальностью.

«Я уже не говорю о Чечне, в которой, как в черной дыре, исчезают люди, — заметил Каспаров, — не говорю о длинном списке тех, кого убрали из-за Путина. Я не понимаю, почему США и Европа не извлекли никаких уроков из событий 30-х годов, когда Сталин и Гитлер на каком-то этапе проявили недюжинную жестокость против своих оппонентов. Похоже, Путин идет тем же путем. Когда он аннексировал Крым, мир практически никак не отреагировал, и тогда Путин решил вторгнуться в Сирию, его наемники чувствуют себя вольготно в Ливии, в Мозамбике и других африканских странах. Если всего этого недостаточно, добавьте его вмешательство в американские выборы. Я всегда утверждаю, что диктаторы не спрашивают «почему?» Они спрашивают, "а почему бы и нет?"»

О длинной руке Кремля

Каспаров признается, что, живя в США, чувствует себя в безопасности, хотя есть страны, где он не рискует появляться, опасаясь за собственную жизнь. Несколько раз в год он встречается с матерью, легендарной Кларой Шагеновной, женщиной властной и умной, которая до сих пор живет в Москве – но встречи происходят в Хорватии: в 2013 году, после отъезда из России, Каспаров получил тамошнее гражданство как политический беженец. Кроме того, если верить интернету, в этой стране у него есть дом на берегу Адриатического моря.

И все-таки Каспаров, разумеется, хотел бы вернуться в Россию, но, по его словам, «самое важное на данный момент —  остаться в живых, продолжать активную деятельность в соцсетях и во всеуслышанье говорить о той опасности, которую представляет Путин для всего мира».

Цах Йокед рассказал читателям, как тернист и сложен был путь Каспарова-политика, как Путин пытался всячески препятствовать деятельности тех или иных организаций, куда входил Каспаров. Однако, по мнению многих, деятельность бывшего шахматиста, ставшего политиком, увы, не пользовалась широкой поддержкой. Впрочем, верно и то, что, начиная с 2005 года, российские СМИ вообще старались не упоминать имя опального гроссмейстера.

Каспарова несколько раз арестовывали, но, как правило, это не вызывало резонанса: все аресты, скорее, носили анекдотичный характер.

«Вы легко отделались по сравнению с остальными», — заметил журналист. На что Каспаров парировал, что ему просто провезло: если бы он остался в России, сегодня последствия были бы куда серьезнее и страшнее, да и суды выносят оппозиционерам самые суровые приговоры.

Каспаров умеет понравиться: приятный собеседник, яростный, критикующий, остроумный и моментально реагирующий, часто смеющийся; в его словах не чувствуется горечь, каковая, по идее, должна быть, учитывая, что он живет за тысячи и тысячи миль от своего родного дома, сына и матери. Впрочем, по словам Йокеда, если изгнание – это великолепный дом на Манхэттене, его можно пережить не столь остро.

Однако Каспаров оптимистичен в том, что касается режима Путина, предполагая, что недалек тот день и час, когда власть хозяина Кремля рухнет, невзирая на кажущуюся прочность и стабильность.

«Вы должны понимать, что российский режим зависит от многих факторов, которые Путин контролировать не в состоянии, – пояснил Каспаров. – Один из них – цены на нефть. Если они падают, режим лишается денег. Кроме того, он зависим и от международной стабильности. Путин активно поддерживает борьбу с демократией по всему миру, но это может вернуться к нему подобием бумеранга, поскольку международная нестабильность в конечном итоге тоже навредит России. Я думаю, что режим Путина сейчас более уязвим, чем когда-либо. Даже опросы общественного мнения показывают, что россияне им недовольны. Добавьте к этому негативное влияние коронавируса, который практически победил средний класс в России, терпение людей иссякает, хотя трудно сказать, когда накопившаяся энергия недовольства найдет себе мощный выход».

Комментируя это заявление, Йокед задается вопросом, чего в Каспарове больше: подсознательной попытки выдать желаемое за действительное или осознанного анализа общественно-политической реальности в стране. И не находит ответа.

А Каспаров считает, что мир давно закрыл глаза на всевозможные «путинские трюки», включая поправки к конституции и возможность обнуления президентского срока.

О Нетаниягу: «У него все больше диктаторских замашек»

«Мир всячески пытается урезонить Путина, ему оказывается большое уважение, — говорит Каспаров, — поскольку многие европейские лидеры боятся, что он может им навредить. С другой стороны, есть другие лидеры в таких странах, как Венесуэла, Иран, Китай, Турция и Венгрия, которые относятся к Путину с таким же уважением, с каким боссы мафии в своем кругу относятся друг к другу».

Каспаров считает, что есть третий тип отношения к Путину, и это — отношения Путина и Нетаниягу, которые можно назвать «ситуативными». Более того, Нетаниягу нужен Путину, как посредник между ним и Трампом. Все остальное, уверен Каспаров, в том числе якобы борьба с антисемитизмом в России, склонность Путина к поддержке Израиля – не более чем миф.

Каспаров не обошел вниманием и персону Нетаниягу, утверждая, что внимательно следит за ним: «В настоящий момент его вряд ли можно назвать демократическим лидером, — говорит он, — в его поведении все больше и больше диктаторских замашек. Его постоянные нападки на суд, его принципы при формировании правительства, чтобы использовать законную власть в политических целях. Для меня это уже не вопрос правых или левых – это, скорее, угроза демократической системе».

Точно так же Каспаров критикует и Трампа, считая, что тот перенял чисто советские замашки, объявив войну реальности в духе мрачного коммунистического прошлого.

По мнению экс-чемпиона мира, Путин заинтересован в победе Трампа, поскольку это ослабляет Америку, сеет настоящий хаос, и, по всей видимости, вмешательство России в предстоящую предвыборную президентскую кампанию в США будет намного больше, чем в прошлый раз.

«В 2011 году Обама заявил, что Асад должен уйти, а Путин сказал, что этого не произойдет, и в итоге Асад остался. И это послужило четким посылом россиянам и международному сообществу: если за вами стоит Путин, вам не о чем беспокоиться, потому что Америка тоже не сможет причинить вам вреда. С Трампом ситуация только усугубилась. Достаточно взглянуть на этих двух лидеров, чтобы сразу понять, кто из них хозяин», — заключил Каспаров.

Эпилог

Когда в 2007 году Валерию Новодорскую спросили, что она думает о Каспарове, ее ответ был таков: «Хороший шахматист, но очень неосмотрительный и беспринципный политик. Напрасно он думает, что цель оправдывает средства. На сегодня его спортивные результаты в политике состоят в том, что он расколол демократическое движение, скомпрометировал в глазах Запада и среднего класса антипутинскую оппозицию, усилил левый крен России и дал легитимацию крайним красно-коричневым силам. Этот чемпионат он проиграл».

А в матче с Путиным он надеется на выигрыш?