Следственный комитет России вечером в воскресенье сообщил, что в результате катастрофы пассажирского самолёта "Сухой Суперджет" авиакомпании "Аэрофлот" в московском аэропорту Шереметьево погиб 41 человек, в том числе 1 член экипажа. Всего на борту было 78 человек: 73 пассажира и 5 членов экипажа.
По данным СК, выжили 37 человек. "Аэрофлот" опубликовал список 33 выживших пассажиров, пятеро из них госпитализированы. Не менее двух, по сообщениям агентств, в тяжелом состоянии. Также в живых остались 4 члена экипажа, в том числе пилоты. Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова накануне сообщала о 38 выживших.
Самолёт, выполнявший рейс SU-1492 Москва – Мурманск, взлетел в 18:03 по московскому времени, совершил аварийную посадку и загорелся. По словам пилота Дениса Евдокимова, через несколько минут после взлета в самолет ударила молния, из-за этого борт лишился связи с землей. Некоторое время работала аварийная частота, но отказала и она. По данным источников ТАСС, отказала также и бортовая автоматика.
На месте аварии обнаружены два бортовых самописца.
Удар молнией считается относительно рядовым происшествием для авиации, которое редко приводит к серьезным авариям. Ведущий инженер американской компании Lightning Technologies Эдвард Рупке рассказывал в материале издания Scientific American, что в среднем каждый американский коммерческий авиалайнер минимум раз в год получает удар молнией. Более того, сам пролет самолета через некоторые виды облаков может спровоцировать атмосферный электрический разряд. Последняя авиакатастрофа в США, напрямую связанная с ударом молнией, произошла в 1967 году, когда разряд вызвал взрыв топлива в баках. Электронные компоненты современных самолетов, по словам эксперта, оборудуются специальной защитой.
– Самолет взлетает в неблагоприятную погоду, фактически в грозовой фронт. Летчики должны на метеорадаре видеть эту ситуацию. Взлетать или нет в град, с возможностью попадания молнии в самолет – это решение экипажа. Летчики говорят, что попадание молнии в самолет – это всегда вина пилота. Тем не менее обычно попадание молнии в самолет не приводит к катастрофическим последствиям, умная техника, каковой является современный самолет, должна парировать, компенсировать ошибки пилотов, а не усугублять их, как случилось в этот раз. Фактически попадание молнии в самолет привело к отказу всей автоматики, и вот этого быть не должно, вот это уже техническая причина.
Лукашевич также подчеркнул, что на масштабы катастрофы могло повлиять решение экипажа немедленно пойти на посадку:
– Ты летишь, у тебя двигатели работают, самолет не падает, никаких неблагоприятных ситуаций на борту нет. Тем не менее принимается решение об экстренной посадке. У них очень большая масса для посадки, они полностью забиты топливом, и у них очень большая скорость. Мы видим на видео, что самолет заходит с очень большой вертикальной скоростью, и, судя по всему, с горизонтальной скоростью. Полоса в Шереметьево длинная, но из-за очень большой скорости произошел очень большой отскок. В нормальной ситуации такой отскок – неизбежный уход на второй круг. Тем не менее летчики принимают решение дожать самолет до полосы. Последний удар был очень сильным, настолько сильным, что стойки шасси пробили крыло насквозь, это видно на видео из салона. Самолет несет по полосе, створки подламываются, он садится на двигатели, за ним идет длинный шлейф вытекающего топлива, топливо попадает на двигатель, двигатели искрят, скорее всего, елозя по бетонке. К счастью, передняя стойка не сложилась, то есть они еще рулили, иначе было бы еще хуже. Их несет по полосе, в какой-то момент разворачивает, потому что левый двигатель цепляет за полосу сильнее, чем правый. Это позволяет самолету развернуться и выйти из озера горящего керосина, поэтому получилось открыть люки и сбросить надувные трапы.
– Полные топливные баки – дополнительная проблема?
– Это, с одной стороны, плохо, но в этом, может быть, есть и плюс, потому что, если бы они были наполовину пустые, мог быть просто взрыв, и тогда там вообще бы никто не спасся, – считает Лукашевич.
Эксперт отметил, что, судя по видео катастрофы, аэродромные службы прибыли на место катастрофы с запозданием, фактически терпящий бедствие самолет никто не встречал.
Об этом же Радио Свобода рассказал очевидец катастрофы Илья Островский, который в это время находился в Шереметьево:
- Я летел из Сочи в Москву. Наш рейс должен был приземлиться в Шереметьево в 17:30. Но, как нам сообщила стюардесса, в связи с тем, что нужно обойти грозовую тучу, мы приземлились на полчаса позже. Нас посадили на автобус и, по всей видимости, повезли из одного терминала в другой. Мы были где-то в районе терминала В, а вообще прилет был в терминал D, и долго ехали в автобусе, в общей сложности минут 20, если не больше. В какой-то мы проезжали вдоль взлетной полосы и увидели идущий на посадку дымящийся самолет. Ну, дальше все развивалось достаточно хаотично, потому что все прильнули к окну, и не очень было видно, что происходит. Когда мне, по крайней мере, открылся обзор, самолет уже приземлился и ехал по взлетной полосе, охваченный огнем. И к тому моменту, когда он остановился, огонь охватил его полностью. В какой-то момент, когда он уже остановился и находился в состоянии горения, мне и начало казаться, что, может быть, происходит что-то запланированное. Потому не было никакой суеты, паники , не подъезжали никакие машины, самолет просто стоял и горел. Я подумал, что, может быть, людей уже эвакуировали давно. Это было на достаточно большом расстоянии, поэтому разобрать что-то было достаточно сложно. И всю дорогу, пока мы ехали до терминала, с разных сторон мы видели происходящее, и когда уже подъезжали ближе к терминалу D, тогда к самолету подъехали пожарные машины и начали тушить.
В то же время, издание База в своем телеграм-канале опубликовало выдержки из показаний дежурного диспетчера аэропорта Шереметьево Дениса Наумкина, согласно которым, лайнер садился штатно, поэтому никаких специальных подготовительных мер принято не было.
Пресс-секретарь "Аэрофлота" заявил, что эвакуация была проведена за 55 секунд, это быстрее, чем положено по нормативам. Однако, как сообщает Интерфакс со ссылкой на источники, часть людей в хвостовом отсеке самолёта не успели эвакуироваться. По данным "Коммерсанта", многие покидали лайнер по аварийным трапам с багажом. Прибывшие на место катастрофы спасатели пытались пробиться в хвостовую часть лайнера, где оставались другие пассажиры.
"Аэрофлот" отрапортовал, что они за 55 секунд провели эвакуацию, тем самым перевыполнив норматив в полтора раза, – это бред сивой кобылы, потому что норматив дается на эвакуацию всего салона
– Я уверен, что, когда было принято решение об аварийной посадке, стюардессы провели инструктаж людей, как себя вести, – рассуждает Вадим Лукашевич. – А дальше ситуация простая. Два пилота сидят в кабине, отвечают за управление, две стюардессы каждая у своего выхода, у своего трапа, и этот несчастный [бортпроводник Максим] Моисеев, который погиб, спасая других, который наверняка был в хвостовой части салона. Они провели инструктаж, а дальше обеспечивают эвакуацию – надувание трапов и высадку пассажиров. "Аэрофлот" отрапортовал, что они за 55 секунд провели эвакуацию, тем самым перевыполнив норматив в полтора раза, – это бред сивой кобылы, потому что норматив дается на эвакуацию всего салона. А если ты эвакуировал меньше половины, но за меньшее время, то это не выполнение норматива.
Информация о том, что люди, решившие взять свои личные вещи, покидая горящий лайнер, могли затруднить эвакуацию других пассажиров, прозвучала в некоторых СМИ со ссылками на анонимные источники. Официального подтверждения она не получила. Многие пользователи социальных сетей призывают не осуждать попавших в катастрофические условия людей.
Сюжеты о катастрофе рейса "Аэрофлота" не стали главными в вечерних эфирах некоторых российских федеральных каналов. В общей сложности, как подсчитало издание Медуза, Первый канал, НТВ и Россия-1 уделили вечером 5 мая новостям о катастрофе менее 10 минут эфирного времени. На это обратила внимание и телекритик Ольга Галицкая:
Программа "Время" началась с новостей о Венесуэле, и это уже шок
– Радиостанция "Коммерсант" сначала говорила о том, что один погибший, что вообще все выжили, другие СМИ, "Эхо Москвы", РБК говорили о 13 погибших, словом, была полная неразбериха. Я включила центральный наш, главный канал, Первый канал, программу "Время" вечером, и программа "Время" началась с новостей о Венесуэле, и это уже шок – с какой стати, почему, если ничего такого сверхъестественного не произошло в Венесуэле, кроме того, что Лавров там с очередной какой-то сентенцией выступил. Вторая новость – Шереметьево, но абсолютно впроброс, никак как бы: вот произошло – загорелся самолет, а что, чего, сколько жертв – никаких подробностей, в интонациях диктора просто ноль эмоций. Я переключаю дальше, и единственный внятный, вразумительный, вообще какой-то человеческий канал в этой ситуации оказался "Москва-24", они отслеживали эту ситуацию подробно, тоже сначала у них была неразбериха с информацией, поскольку все официальные структуры всячески старались, видимо, удержать трагические новости и дать их уже в глубокой ночи, чтобы как можно меньше народу взволновалось и чтобы этот день не выглядел трагическим.
Галицкая считает, что главная причина – ожидание указаний "сверху": "То есть сами себе некоторые тележурналисты не способны, от себя лично, сказать: вот, произошло то-то и то-то. Это полностью отсутствие, полностью уничтожение журналистской профессии, ее смысла и цели".
Катастрофа SU-1492 – седьмой по счёту инцидент с лайнерами этого типа. Единственная прежде авария SSJ-100, окончившаяся человеческими жертвами, произошла в Индонезии в 2012 году, тогда погибли 45 человек. Министр транспорта РФ Евгений Дитрих заявил, что не видит оснований для приостановки полетов лайнеров этого типа.
Вадим Лукашевич отмечает, что отказ техники при попадании молнии ставит новые вопросы к безопасности эксплуатации SSJ-100:
– С точки зрения аварий самолет нормальный. Он летал мало, а запчасти, снабжение, логистика – это не наши с вами проблемы, а проблемы эксплуатантов. Это первая такая ситуация, причем очень тяжелая. Ошибки людей всегда возможны, но первопричина – это неправильная реакция техники на попадание молнии. Самолет не должен был потерять управляемость настолько, чтобы была такая жуткая посадка.
В Шереметьеве были задержаны более 100 рейсов, как минимум один рейс был отменен. Часть самолетов, следовавших в Москву, приземлились в других московских аэропортах, несколько рейсов приняли Санкт-Петербург и Нижний Новгород.