В среду, 13 июля, состоялось заседание комиссии Россия – НАТО на уровне послов. По его итогам генсек Альянса Йенс Столтенберг заявил, что между НАТО и Россией не наблюдается сближения по поводу ситуации в Украине. По мнению российского политолога Андрея Пионтковского, Кремль до конца еще не отказался от проекта “Новороссия”. По его мнению, Украине нужно больше уделять внимания сотрудничеству с Альянсом, где ее союзниками выступают прифронтовые государства – Польша, Эстония, Литва, Латвия.
Донбасская кровавая авантюра может поддерживаться только за счет внешних вливаний из России. Кстати, и в самой России проекты “Русского мира” и “Новороссии” тоже провалились. Поток добровольцев, людей, которые действительно сами охотно шли воевать, грабить, убивать, типа “моторЫл”, оказался очень ограниченным. Российское общество “не зажгли” эти проекты. Многих вернувшихся сейчас преследуют российские власти по очень простой причине – они никому не нужны в России.
Московские власти не довольны тем, что они вместо того, чтобы стрелять в украинцев, стали возвращаться. Люди с такой ментальностью опасны для российской власти. Их крайне важно “утилизировать” там, использовав, как пушечное мясо. Слишком амбициозных уже ликвидировали, как Мозгового, например.
Однако абсолютно циничное отношение к этим маргиналам не означает, что Москва полностью закрывает проект “Новороссия”. Есть ведь и противоположные сигналы. В декларации саммита НАТО 8-9 июля западные державы прямо говорят и о поставках Москвой вооружений и о присутствии российских военнослужащих. Давление на Украину продолжается, и Путин не готов его снять.
Другое дело, что на крупную военную операцию Москва вряд ли пойдет. Особенно после последней декларации саммита НАТО. В Кремле понимают, что в этом случае будет поднят уровень санкций, начнется передача летального оружия Украине и т.д. На сегодня центральным для Москвы является план Б: впихнуть “Лугандонию”, как раковую опухоль, в политическое тело Украины, навязывая свою интерпретацию Минских соглашений.
В то же время ряд боевиков – Мельников, Гиркин и Губарев – пытаются принять участие в выборах в Госдуму РФ.
Вряд ли они при этом будут пользоваться большой поддержкой власти. Еще раз подчеркну – они Путину совершенно не нужны в России. Одно дело Донбасс – там пусть убивают и сами подыхают потихонечку.
А в последнее время, особенно после освобождения Савченко и после заявления Пескова, что Донбасс якобы хотят отдать Украине из “гуманных соображений”, их критика с ультраимперских позиций в адрес Путина стала еще жестче. Эти люди, безусловно, в меньшинстве в России. В Москве ситуация очень показательная. Часто говорят, что противники войны в меньшинстве, но это не так. Когда были марши против войны, выходило по 50 тыс. человек. А когда эти “гиркины” пытались проводить свои митинги в поддержку “Новороссии”, им удавалось собрать максимум тысяч пять. Активную политическую позицию всегда занимает меньшинство населения. Наше меньшинство противников войны – это 50 тыс., то есть в десять раз больше чем меньшинство ее активных сторонников.
Я не вижу больших изменений в общей политике Москвы. Да, там поняли, что военная акция не пройдет, слишком большую цену придется за нее заплатить. Но планов подорвать украинское государство, блокировать европейский вектор его развития в Кремле не оставили. Сегодня Путин стремится, сохраняя контроль над Лугандонией, втолкнуть ее в Украину, соблазнив украинское общество иллюзией восстановления территориальной целостности.
Путин и Лавров проболтались. Когда у них спрашивали, почему продолжаются перестрелки на линии прекращения огня, оба они ответили, что пока Украина не “согласится на политическое урегулирование”, перестрелки не прекратятся. Это ведь прямой шантаж. Даже ОБСЕ, пронизанное российской агентурой, вынуждена была констатировать, что перестрелки инициируются именно российской стороной.
Декларация Варшавского саммита НАТО дает большие возможности украинской власти, если та, конечно, захочет ими воспользоваться. Когда Олланд или Штайнмайер опять приедут в Киев и будут в сотый раз предлагать Украине менять Конституцию и легитимировать бандитов “Лугандонии”, Порошенко просто может показать им декларацию НАТО, подписанную главами 28 государств, с её оценками ситуации на Донбассе.
Все это еще раз подтверждает, что “нормандский формат” себя изжил. Риторика “нормандского формата” и НАТО – это небо и земля. Потому что в НАТО вашими союзниками выступают прифронтовые государства – Польша, Эстония, Литва, Латвия, и Обама вынужден с этим считаться. А нормандская группа, особенно Олланд, – полностью на путинской стороне, при этом позицию Меркель постоянно подрывает ее министр иностранных дел. Ослабляет позицию Украины в ЕС и выход из ЕС ее твердого союзника Великобритании.
Что еще раз подтверждает, что руководству Украины стоит больше внимания уделять формату сотрудничества с НАТО. А каждому приезжающему в Киев западному путиноиду в ответ на его попытки выкручивать Украине руки нужно просто зачитывать избранные места из декларации Варшавского саммита НАТО 8-9 июля.
Андрей Пионтковский