Публикация украинской Генпрокуратурой перехвата телефонных разговоров российских чиновников относительно организации аннексии Крыма и подготовки мятежей в ряде городов Украины – это грандиозный подарок Киева фигурантам этих разговоров, в частности советнику Путина Сергею Глазьеву и кандидату в депутаты Госдумы Константину Затулину. Именно с такой точки зрения оценивает ситуацию российский журналист и публицист Леонид Радзиховский. Впрочем, по его мнению, маловероятно, что это поможет росту политической карьеры этих "сбитых летчиков", слишком уж несущественными фигурами они являются. По этой же причине их вряд ли будет судить международный суд, если когда-то таковой состоится. Ведь они были только рядовыми техническими исполнителями.
То, что Киев подбросил Глазьеву и Затулину некоторый политический капитал, – это очевидно. Хотя в плане последствий – я не думаю, что им грозит "повышение по службе". Но естественно, что их позиции (в России) несколько упрочились. Например, для Затулина на выборах в Госдуму это несколько улучшает шансы на избрание, но не радикально.
Эти люди давно забыты, о них никто в России вообще не помнит. А теперь о них напомнили. Глазьев имеет смешную должность помощника, а точнее даже советника президента по экономике. Это должность, на которую Путин со своим своеобразным чувством юмора всегда назначает каких-то очень странных людей. Например, на этой должности был Илларионов (Андрей Илларионов, помощник президента РФ по экономической политике в 2000-2005 годах, позже назвал режим Путина нелигитимным, - "Апостроф"), теперь вот – Глазьев. Советник – это вообще ничто, просто буквы, которые ничего не означают. А влияние Затулина вообще равно нулю, о нем никто не вспоминает. Когда-то, в 90-е годы, он был довольно популярной фигурой, часто появлялся в телевизоре. А сейчас его даже в телевизоре нет на каких-то ток-шоу. То есть эти люди давным-давно списаны в очень глубокий и очень второй эшелон российской политики.
Соответственно, то, что о них вспомнили, что они опять могут что-то опровергать, доказывать, выступать, что они стали информационным поводом, – означает, что они "выиграли в лотерею бешеные деньги". И содержание этого информповода для них исключительно выгодное – самое выгодное, какое только может быть в России. Они оказались "опаснейшими врагами украинского государства". Они оказались людьми, которые чуть ли "не сыграли огромную роль в присоединении Крыма". Да им задним числом надо "героев России" давать за это!
Зачем Киев сделал им такой гигантский подарок, я не знаю. Может, они тайные агенты влияния Украины? Или тайные агенты украинской разведки? Я не в курсе. Впрочем, хотя их пиар-капитализацию повысили просто на порядок, они все равно ничего не могут, они никто. Никакого политического, экономического, административного влияния у них не было и нет. И даже после этой публикации оно не появится. Так дешево вернуться во власть невозможно. Да и поезд уже ушел – Затулину уже под 60, Глазьев в общем тоже не юноша. Это сбитые летчики, и катапультировать их назад в небо Киев не смог, хотя и очень постарался.
Что касается вопроса, возможен ли когда-то над ними суд, международный трибунал... Международный трибунал может состояться в одном единственном случае – если государство Российская Федерация выдаст в этот самый международный трибунал Путина Владимира Владимировича. Как вы понимаете, судить Глазьева и Затулина отдельно невозможно. Потому что по отдельности они ничего не сделали. Они - если, конечно, эта публикация не подделка, а правда, прошу подчеркнуть слово "если", - являются маленькими элементами, маленькими-маленькими винтиками большой машины. Как можно вынуть маленький винтик и судить его?
Еще раз повторюсь - если все это правда, - то они могли принимать чисто техническое участие, потому что не они принимали политические решения. Не они принимали военные и международные решения. Их никто и близко не подпустил бы к принятию таких решений. Они могли быть техническими исполнителями, это вполне возможно.
Они, конечно, очень хотели бы на этом деле выслужиться. Кроме того, эти действия полностью соответствуют их идеологии, взглядам, которые они проповедовали годами, чуть ли не десятилетиями. Затулин - как близкий помощник Лужкова (экс-мэр Москвы Юрий Лужков, прославился заявлением, что Крым – русская земля, а Севастополь в свое время Украине отдали "по пьяни", - "Апостроф"), к которому он в отличие от Путина действительно был близок, будучи идеологом всей его крымской идеологии. И Затулин, и Глазьев по своим взглядам были самыми горячими сторонниками присоединения Крыма к России и так называемой "Новороссии". И они вне всякого сомнения имели там накопившиеся за годы связи, особенно Затулин. Поэтому как полезные технические исполнители они могли бы быть нужны.
Леонид Радзиховский, российский журналист и публицист, специально для "Апострофа"