Власти КНР разрабатывают план по поэтапному отказу от автомобилей, работающих на ископаемом топливе
«Определяющий момент для автопромышленности». Вот как обычно сдержанные аналитики исследовательской компании Sanford C. Bernstein описывают новости о том, что правительство Китая хочет запретить неэкономичные автомобили. В начале сентября Синь Гуобинь, заместитель министра промышленности и информационных технологий, заявил на конференции автопроизводителей в Тяньдзине, мрачном промышленном городе недалеко от Пекина, что правительство разрабатывает план по поэтапному отказу от автомобилей, работающих на ископаемом топливе.
Эта новость эхом отозвалась в кабинетах руководства многих производящих автомобили компаний, для которых Китай является крупнейшим рынком сбыта. Уильям Руссо из китайской консалтинговой компании Gao Feng Advisory, ранее работавший в руководстве Chrysler, сказал, что Китай слишком велик, чтобы его потерять. «Если Китай больше не хочет машин на ископаемом топливе, мировым автопроизводителям придется к нему прислушаться».
Ни о каких конкретных сроках речи пока не идет. Китай уже поставил перед собой амбициозные среднесрочные цели по эффективности автомобилей и изменению климата, включая ограничения на выбросы углекислого газа к 2030 году. Эксперты полагают, что новый запрет может вступить в силу примерно в это же время. Пока не ясно, будет ли запрет распространяться только на машины, потребляющие исключительно бензин, или включит в себя и подключаемые гибридные автомобили, сочетающие бензиновые двигатели и электромоторы.
Господин Синь выступил как раз перед открытием автомобильного салона во Франкфурте, который традиционно считается священным оплотом стандартных авто. Многие его посетители были настроены скептически. Несмотря на многочисленные разговоры о запрете автомобилей с бензиновыми двигателями на уровне отдельных стран – в этом году Великобритания и Франция заявили о том, что к 2040 году будет запрещен выпуск новых автомобилей, работающих полностью на бензине или дизельном топливе, - ни одна из стран пока не приняла конкретных шагов для введения подобного запрета. Другие видят в данной ситуации определенные возможности. Тьерри Боллоре, исполнительный вице-президент компании Renault, французского подразделения франко-японского гиганта Renault-Nissan, сказал, что его компания хорошо подготовлена к началу выпуска электромобилей в Китае.
У западных фирм, однако, не получится прогнуть ситуацию под себя. Правительство Китая стремится помогать собственным производителям электромобилей, хотя ранее оно в течение долгого времени выдавало плохо продуманные субсидии и устанавливало нереалистичные планы по продажам. Местные производители не смогли достичь уровня качества и инноваций, который предлагали западные производители бензиновых автомобилей. Но у Китая есть преимущество, когда речь заходит об электрификации и зарядке машин. В стране действует большое количество предприимчивых интернет-компаний, несколько крупных производителей аккумуляторов и электроники.
BYD, китайский автопроизводитель, часть акций которого принадлежит Уоррену Баффету, резко улучшил качество своих электромобилей и автомобильных аккумуляторов. И сегодня компания стремится выйти на международный рынок. На автосалонах по всему миру многие специалисты уже говорят о новом поколении китайских компаний, производящих электромобили, например, ThunderPower и Nio. Электрификация транспорта может дать возможность китайским автопроизводителям перейти из разряда участников в класс чемпионов.