Перепродажа госпакета “Роснефти”, от которого отказались катарский фонд QIA и швейцарский сырьевой трейдер Glencore, пройдет на российские деньги.Кредит китайской CEFC, которая всего несколько лет назад была мелким нишевым нефтетрейдером, а в сентябре неожиданно согласилась выкупить 14,16% акций крупнейшей нефтяной компании России, предоставит банк ВТБ. Об этом сообщил со ссылкой на источники Reuters и подтвердили “Ведомости”, ссылаясь на знакомых с ходом сделки людей.
Речь идет о сумме в 6 млрд долларов – обсуждается бридж-кредит сроком на год. Он покроет две трети от суммы, которую китайская компания заплатит за “Роснефть” (9,1 млрд долларов).
Также идут переговоры с China Development Bank, но процесс долгий, а деньги нужны срочно.
У ВТБ действительно есть запас свободной валютной ликвидности: на счетах в банках-нерезидентах 9,76 млрд долларов, а долг перед внешними кредиторами – 2,5 млрд долларов; итого – 7,3 млрд долларов, подсчитали аналитики Райффазенбанка.
Эта ликвидность “образовалась у банка за счет депозитов физлиц, привлеченных ВТБ 24″, – рассказывает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Это дешевые деньги – в среднем по долларовым депозитам ставка – 0,9%. Именно эти средства населения и позволят ВТБ выдать кредит китайскому покупателю “Роснефти”.
Первый инвестор в лице катарского фонда (и подконтрольного ему Glencore), напомним, объявил о продаже пакета в сентябре. Сделка на 75% была профинансирована за счет заемных денег – сначала кредит выдал один из российских банков, а затем – итальянский Intesa.
Последний с весны искал инвесторов, которые были бы готовы разделить с ним бремя финансирования крупнейшей приватизационной сделки в российской истории. Но на фоне введения новых санкций США ни один из 15 банков, получивших приглашение, не дал согласия, сообщал Reuters в августе.
В результате Катар и Glencore избавились от тех акций, которые были куплены на итальянские деньги (75% пакета), и вернули кредит Intesa. На таких условиях сделка проводилась изначально: если банк Intesa, не находит желающих вложиться в кредит, то пакет выкупается обратно, рассказывали The Wall Street Journal источники, близкие к участникам приватизации.
Поскольку новая сделка финансируется за счет российских денег, она приведет к оттоку валюты из России, предупреждает Райффайзенбанк.
“Уже к началу сентября банковская система исчерпала запасы свободной валюты из-за выплат по внешнему долгу и оттока капитала корпоративного сектора”, – отмечает Порывай. Если в начале года собственные валютные резервы банков превышали их обязательства перед клиентами на 13 млрд долларов, то к началу четвертого квартала эта разница опустилась до нуля.
В четвертом квартале предстоит новый пик погашений валютных кредитов на 19 млрд долларов. В этих условиях долларовый отток может привести к удорожанию валютной ликвидности на рынке, предупреждает эксперт.