Поворот российской экономической политики на Восток, анонсированный после присоединения Крыма и начала санкционной войны с Западом, постепенно заходит в тупик: выбранный на роль ключевого партнера Китай не спешит вкладывать деньги в российские проекты, ограничиваясь ничем не обязывающими документами. Состоявшийся на прошлой неделе Восточный экономический форум был проигнорирован первыми лицами КНР. Ни председатель Си Цзиньпин, ни премьер Ли Кэцян не приехали во Владивосток. Если японскую делегацию возглавлял премьер Синдзо Абэ, корейскую – президент Мун Чжэ Ин, российскую – Владимир Путин, то Китай представлял вице-премьер Ван Ян.
И хотя Путин в ходе выступления на форуме пообещал “поддержку компаниям, которые готовы осваивать глобальные рынки”, а полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев отчитался о заключении 217 соглашений на 2,5 триллиона рублей, на деле этот инвестиционный бум является химерой, сообщает в понедельник Центр макроэкономических исследований Сбербанка России.
Несмотря на заявления о привлечении на Дальний Восток РФ китайских инвестиций на 5,5 млрд долларов, “большинство договоров носило характер “меморандума о взаимопонимании”, констатируют эксперты банка: это ничем не обязывающие документы, которые являются лишь декларациями, цифры в которых не отражают реальных вложений и лишь украшают статистику.
Согласно статистике, суммы заключенных на ВЭФ сделок растут каждый год: 1,3 трлн рублей в 2015-м, 1,85 трлн рублей – в 2016-м, в текущем – еще на треть больше.
Но в предыдущие годы ситуация была аналогичной: вместо контрактов с обязательствами сторон заключались меморандумы о взаимопонимании.
На прошедшем ВЭФе такими “потемкинскими” сделками стали, например, соглашение РЖД и китайской Huafeng о доставке энергоресурсов (ни о каких конкретных суммах этого контракта неизвестно), а также проект моста через Лену в Якутии, который заказали китайской PowerChina International Group, но который “с большой вероятностью останется на бумаге”, считают в ЦМИ Сбербанка.
По данным ЦБ, на апрель 2017 года прямые инвестиции Китая в экономику РФ составляли всего 2,9 млрд долларов (против 143 млрд у Кипра). Причем по сравнению 2014 годом их объем упал в 1,5 раза.
“Единственной реальной крупной сделкой купли-продажи на полях ВЭФ стало соглашение о перепродаже 14,2% акций “Роснефти” китайской компанит CEFC за 9,1 млрд долларов”, – констатирует Сбербанк.
По мнению экспертов ЦМИ, отсутствие интереса Китая к ВЭФу “в настоящее время вполне объяснимо”.
“Решение политических и экономических вопросов отложено на несколько месяцев. Во второй половине октября состоится съезд Компартии Китая, на котором, как ожидается, будет принято решение о продлении полномочий Си Цзиньпина на третий пятилетний срок. Состоятся перестановки в верховном руководстве страны”, – говорится в обзоре банка.