"Ключевые тезисы программы развития Харькова" - Никита Соловьев

"Ключевые тезисы программы развития Харькова" - Никита Соловьев

Продолжаю (извините, что с большим перерывом) ключевые тезисы программы развития города, с которой пойду на выборы. Сегодня подробнее об одном из очень важных для меня тезисов «Бизнес, а не чиновники».
Сейчас безумное количество хозяйственной деятельности в городе осуществляется либо непосредственно городом, либо коммунальными предприятиями. Причем эти коммунальные предприятия теоретически являются независимыми субъектами хозяйствования, а на деле напрямую подчинены департаментам горисполкома. То есть по факту являются теми же чиновниками с системой мотивации и методами управления, свойственной не бизнесменам, а именно чиновникам. Фактически, все эти предприятия являются «филиалами» горисполкома и управляются непосредственно городскими властями.

Как следствие, имеем два очень важных фактора. Во-первых, эти активы управляются крайне неэффективно, потому что чиновники практически всегда с разгромным счетом проигрывают бизнесу в эффективности, они на другие вещи заточены. Во-вторых, непрозрачные финансовые результаты, приватизация прибыли и перекладывание на город убытков и все остальные прелести являются для такой системы естественными. То есть управление оказывается одновременно крайне неэффективным и крайне коррупционным.

Поэтому я убежден, что все функции, которые возможно, должны быть переданы частному бизнесу, а город должен оставаться контролером в части социально значимых критериев.

Приведу один пример. У нас существует КП «Харьковпарксервис». Предприятию переданы права взымания оплаты за парковку по всем муниципальным парковкам в городе. При этом перечисляет в бюджет города оно какие-то слезы. Регулярно звучат требования навести порядок в деятельности КП, повысить прозрачность и далее по списку.

Я предлагаю совершенно другое. Я предлагаю вообще ликвидировать это КП и прекратить выполнение городом несвойственных ему функций. Что вместо этого?
1) Паспортизация всех парковок города.
2) Определение предельных допустимых параметров деятельности по каждой из них. (максимальный размер взымаемой оплаты, минимальное количество бесплатных мест для лиц с дополнительными потребностями и т.д.).
3) Проведение открытых тендеров на право эксплуатации парковок с единственным параметром, размер ежемесячной платы.
4) Срок аренды должен быть установлен в 3-5 лет, чтобы оператору было выгодно облагораживать парковку.
5) Недопущение монополизации рынка одним-тремя операторами (механизмы существуют и хорошо известны).

В результате я вижу кучу выигрышей. Город получит значительно больше денег в виде аренды, чем сейчас получает из-за мутной структуры управления. Город будет наперед знать, какие суммы ожидаются в бюджет. Парковки начнут конкурировать друг с другом и качество обслуживания должно заметно повыситься. Город перестанет контролировать «сам себя», а значит в полной мере сможет выступать контролером деятельности. Дополнительный толчок к развитию получит сервисный бизнес.

И такие решения существуют для подавляющего большинства КП в городе. Не говоря уже примерно о 70% КП, существование которых вообще не имеют ни экономического, ни социального смысла. И ликвидация которых вообще останется незамеченной для всего города, но резко снизит расходы бюджета.

Микита Соловйов