После массового расстрела 31 мая в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния, который унесл жизнь его жены и еще 11 человек, Джейсон Никсон, как он сам говорит, «живет в аду».
Никсон, отец трех дочерей в возрасте 1, 6 и 13 лет, постоянно просыпается из-за ночных кошмаров. В прошлом месяце ему удалили желчный пузырь после утренних приступов рвоты, которые, как ему сказали, были вызваны стрессом.
«Мои дети каждую ночь ложатся спать в слезах. Каждую ночь. Это день сурка», - говорит Никсон.
Его муки усугубляются отсутствием официального заключения по поводу того, почему ДиВэйн Крэддок, инженер-строитель, работавший в коммунальном департаменте Вирджиния-Бич, открыл стрельбу, в результате которой погибли Кейт Никсон, 10 городских служащих и подрядчик.
Крэддок погиб в перестрелке с полицией. Властям не удалось выяснить его мотив, хотя Джейсон Никсон и другие считают его недовольным сотрудником, жаждущим мести за причиненную им на работе обиду.
Пока США сталкиваются с целой вереницей массовых убийств, в числе которых были трагедии в Эль-Пасо, штат Техас, и в Дейтоне, штат Огайо, унесших жизни 31 человек, семьям жертв приходится ломать голову над тем, что вызвало такие жестокие акты насилия.
И не раз - даже годы спустя, после долгого полицейского расследования – они не находят ясных ответов.
Предполагаемый стрелок, открывший огонь в Walmart Эль-Пасо, Патрик Крузиус, опубликовал полный ненависти манифест, осуждающий «вторжение латиноамериканцев в Техас», и горящий неприязнью к иммигрантам, поэтому его мотивы, хотя и достойные презрения, кажутся довольно понятными.
Совсем иначе дела обстоят с Коннором Беттсом, подозреваемым в стрельбе в Дейтоне, который был убит полицией. Поговаривают о его женоненавистнических взглядах, и полиция заявляла, что у него «история одержимости насильственными идеями», но никакой конкретной причины его нападению найдено не было.
И это еще не все. Такие атаки, как стрельба в ноябре прошлого года в баре в Таузенд-Оукс, штат Калифорния, где погибли 12 человек; стрельба в средней школе Санта-Фе (штат Техас) в мае 2018 года, которая стоила 10 жизней; и, что наиболее печально, бойня в Лас-Вегасе в октябре 2017 года, в которой погибли 58 человек, тоже остались без мотивов.
Для горюющих родственников, которым приходится собирать свою жизнь по кусочкам, подобная неуверенность может означать беспокойство и депрессию.
«Каждая семья жертвы, каждый пострадавший, с которыми я когда-либо сталкивался, хочет знать причину, - сказала Кэтрин Турман, помощник директора Отдела по оказанию помощи жертвам ФБР. - Иногда мотивация очевидна. В других случаях - нет. Я думаю, каждый человеческий разум изо всех сил пытается понять то, что часто является бессмысленной трагедией».
Джонатан Метцл, профессор социологии университета Вандербильт, который изучает насилие с применением огнестрельного оружия, сказал, что с социальной точки зрения важно хотеть знать, почему происходят эти ужасные события - что может быть частью процесса скорби для семей пострадавших.
Но, по его мнению, ответы могут быть «очень сложными и неоднозначными», далекими от простых и понятных объяснений, которые могут вписываться в предвзятые представления некоторых.