Когда жахнет?

Когда жахнет?

В вале новостей про коронавирусную инфекцию, в каждом купленном пакете гречки и рулоне туалетной бумаги, в бесконечных спорах про смертность в Испании и Корее на самом деле скрывается всего один простой вопрос. Когда жахнет в Украине? И жахнет ли, вообще?

Ответ вам определенно не понравится. Но вопрос уже давно не в лайках и репостах или в нагнетании паники для кликбейта. Например, автор этих срок, когда в Италии было еще всего 30 смертей в сутки, максимально вышел в доллар, заказал аэрозольные фильтры к респиратору, валявшемуся для покраски на даче и создал месячный запас еды. Проголосовал личными своими деньгами и временем за китайский вариант.

Ибо было предельно ясно – когда ТОП-3 медицина Европы не справляется, то карантин оставит сотни тысяч наших соотечественников в ЕС за бортом экономической жизни. И они побегут к семьям, детям и счетам в «Привате» за компанию с вирусом. Имеют право, в конце–концов – они заводили в страну валюты с заводов в Чехии и хосписов в Италии, не меньше, чем от продаж зерновых. Зато сколько было искрометных шуток от знакомых и друзей. Сколько смешков про соль и гречку.

Но потом, когда продукты начали дорожать, от 3 до 5 млн украинцев полностью или частично потеряли работу на пару месяцев, а народ побежал штурмовать полки с мукой, шутки как-то сошли на нет. И поехали весельчаки кто на дачу на месяц за город, кто за свой счет в однокомнатную арендованную квартиру, а кто и совершать тур по аптекам в поисках парацетамола и глицерина. Появились посты и ввели режим ЧС.

Потому, что эпидемия везде развивается одинаково. Короткие вспышки от завезенных и побывавших за границей.

Их легко отслеживать, легко устанавливать контакты и относительно легко изолировать. Те самые первые заболевшие у нас – стюарт с круизного лайнера и его жена, страдальцы из Куршевеля, работающие за рубежом в Черновицкой области. Когда эти контакты не отслеживать, то быстро получается Иран, с его сотнями умерших и пересыпанные хлоркой могилы.

В процессе начинаются локальные пики – люди, перецеловавшие все иконы на Западной Украине, пациенты заразившие почти всех медиков в районной больнице, где лечили болезнь как рутинную ОРВИ. На этом этапе рост числа зараженных идет в пределах 10-15%. Может показывать снижение от дня ко дню – кто-то справляется дома, у кого-то тест провели слишком рано, были случаи положительного ПЦР теста на вирус после двух отрицательных.

А дальше вспышка. На 1000 человек в сутки заболевших в Израиле. Как в более мобильных США – с 6 до 10 тысяч случаев за двое суток.

Хорошо наблюдать происходящее на борту авианосца «Теодор Рузвельт» – рост числа заболевших от 3 до 25 за несколько дней, несмотря на меры по карантину и дезинфекции кают.

Это в идеальных для борьбы с эпидемией условиях, где капитан царь и бог, а команда морпехов посадит больного под замок, прежде чем тот скажет «бывало состояние получше».

Это не означает, что все умрут – это означает, что корабль лишен возможности выполнять оперативные задачи, а мы лично можем увидеть предел ли 25% заболевших, как на круизном лайнере Diamond Princess, или военные справятся быстрее.

Причина всегда одна и та же. Бессимптомное и легкое течение. По китайским данным на 1 пациента со средней формой и тяжелее, приходится от 7 до 10 с небольшим кашлем, субфебрильной температурой и небольшой диареей.

Кашель весной и озноб – не смешите наши тапочки. А диарея это вчерашний сырник, ибо никто не хочет под замок весной на 21 день.

Часть подозревающих, что у них в реальности, честно сидит на обсервации и надевает маску. Часть нет и вы не сможете проконтролировать этот момент.

Потому что Украина не Южная Корея, где используют браслеты и телефонных операторов для отслеживания контактов.

Мы не крохотный полуостров напичканный камерами, в Восточной Европе нет традиций вешаться не сдав экзамены и работать по 13 часов, а полиция не штрафует за прилепленную жвачку.

Бесполезно колыхать рефлексию почему – изменить состоянием на сегодня это невозможно.

А дальше скорая помощь приезжает на вызов по аварии, там коронавирус в слабом течении. Госпитализирует человека с травмой, а он еще не заражен, но руками потрогал капельки слюны в банкомате перед происшествием.

Поверьте, не стоит ждать, что рассосется само с приходом жары – недавно вирус показал стойкость к температуре в 50 С в течении получаса. А коллективного иммунитета еще нужно дождаться. Ведь даже в больнице вы точно не знаете, где зона заражения – красная зона повсюду. И в инфекционном отделении с ОРВИ и гриппом, и когда первые койки начнут ставить в урологии, офтальмологии и терапии. Везде нужно тщательно замываться, везде утилизировать перчатки и дезинфицировать очки – это означает взрывную потребность в расходных материалах, костюмах защиты и спиртовых санитайзерах.

Поток заболевших нарастает – неотложная помощь может вырасти вдвое, несмотря на снижение количества аварий и преступлений. А шутники про сезонный грипп и большую смертность от него, не понимают, что грипп тоже никто не отменял.

Выходит возрастающая нагрузка на приемный покой. Почечная колика, ОРВИ, политравма, коронавирус, бессимптомный пациент с коронавирусом и гипертоническим кризом, грипп. Профильного вниз – подозрение на инфаркт.

Профильного вниз – подозрение на прободение роговицы после производственной. Зашел, осмотрел, выбросил перчатки в мусорный бак, снял маску, замылся.

Нельзя оставаться внутри «зеленой зоны» в защитной одежде из «красной». Через неделю врач только то и делает, что моет руки по 30 секунд и рожает маски с костюмами.

Начинается мусорные пакеты у медсестер вместо костюмов, начинают выходить из строя первые спецы, трогающие острый живот у пациентов с COVID без симптомов.

Начинается первый всплеск смертности. Врачи, несмотря на опыт, не привыкли к гибели 700 пациентов в сутки как в Италии и Испании.

На западе есть специальные хосписы и центры «умирания». У нас стараются выписывать домой безнадежных – даже в онкологии это практикуют.

Так вот, потерять за сутки 20 человек в конкретном отделении – невыносимо. Со временем среди них встречаются твои коллеги, люди у которых ты проходил интернатуру, знакомые.

Постоянный стресс. Постоянное уменьшение возможностей для помощи. Постоянное давление триажа – кого отключить от аппарата, кому дать опиаты, кому дать кислород, а для кого это расход ресурсов.

Разочарование от цепочки – интубация, отключение аппарата, переваливание тела на каталку.

4-5 часов сна в сутки.

Больницы начинают захлебываться.

Дальше вопрос статистики – немцы подают данные по смертности только от ОРДС, итальянцы даже от сосудистой катастрофы на фоне постельного режима.

Но рост числа заболевших и признаки истощения возможностей медицины показывают не только Италия и Испания, но и пораженные регионы во Франции и США.

На сегодня в Украине 218 случаев заболевания. 24 марта – 29. Сегодня утром спустя трое суток – уже плюс 62.

Это означает пусть 1000 человек бессимптомных и легких, не охваченных тестированием и попаданием в поле зрения медицины. Они продолжают оставлять частички слюны на деньгах, кнопках банкоматов, поручнях и хлебе в магазине.

Продолжают поступать в больницы по случаям не связанным с COVID. Некоторые из больных делают ногти, массаж и стрижки на дому. Поэтому обязательно жахнет. Трехнедельный лаг с работниками ЕС и транзитными пассажирами в аэропортах закончился.

Мы стоим на пороге эпидемии.

Ко второй половине апреля Украина выйдет на пик для региона. На это время желательно подготовить максимальный запас того, за чем вы покидаете квартиру.

Неважно, что это – детское питание, инсулин для диабетиков или кошачий корм. Если заканчиваются деньги из-за потери работы, то уже меняйте сферу деятельности: шейте маски, лепите пельмени дома на продажу и учите детей через камеру.

В крайнем случае всегда есть рисковая позиция курьера, но лично я бы советовал свернуть деятельность в середине апреля – денег попасть в больницу на пару недель, уйдет больше.

Бизнес должен позаботиться об сокращенных, инвестировать в костяк тех, кто будет разгребать последствия карантина и максимально перейти на удаленку.

Это не разгон паники – это констатация факта.

На наших глазах заканчивается эпоха. Эпоха потреблядства, когда можно было брать кредиты, чтобы платить за кредиты – лимиты уже режут.

Эпоха производства 80% пенициллинов, парацетамола и масок в Китае с Индией. У каждой страны своя история.

У нас незаконченная война на востоке, миллионы сокращенных и потерявших часы, девальвация гривны, пиковые платежи в этом году по долгам и эпидемия. Мы должны войти в эту ситуацию готовыми и осознающими последствия. США в лидерах среди заболевших потому, что страна среди лидеров по тестам.

Число зараженных достигло 100 000 за неделю. Украина не исключение.

Кирилл Данильченко