В мире мудрых мыслей: «Нельзя заниматься мэрской кампанией «на пол шишечки», - говорит Сергей Притула. Вынуждены не согласиться с философской концепцией кандидата от партии «Голос». На пол шишечки, может, и нельзя, а на пол огурца – самое то.
Притуле для освоения сложной украинской политической науки нужно просто взять мастер-класс у президента. Прямо на руках которого проводился волнующий ритуал обрезания огурца. Полагаем, половина зеленого овоща и должна стать новым символом избирательной кампании «Слуги народа». Козак Андрий (привет Гоголю) взмахом свой сабли ужал пространство и время, и за несколько секунд показал электоральный путь партии президента и самого Зе, который они прошли за год. Хрусть – и пополам.
И это, надо сказать, результат промежуточный. Через пару месяцев Андрию дольки чеснока рубить придется. Впрочем, нет. Козак к тому времени будет занят. После виртуозного удара он стал знаменитостью, и был приглашен в участвующую в местных выборах запорожскую партию «Справжні Дії» местного авторитетного бизнесмена Данилова, выходца из неформального молодежного объединения «Банда лысых». Впрочем, речь не об этом. Хотя карьерный рост козака Андрия очень похож на президентский. Тот тоже рубил огурцы и капусту в своем в «Квартале», и, казалось, ничто не предвещало беды.
Сейчас все глумятся над адской клоунадой, которую устроил Зеленский во время поездки по южным областям. Но ведь у пацана нет другого выхода. Партийный рейтинг падает четыре месяца подряд. Последний замер Центра Разумкова и Деминицатив – 29,5%. И это – опрос по парламентским предпочтениям. А в разрезе местных выборов, где играют региональные проекты и лидеры, рейтинг будет куда ниже. Хорошо если на 20% вырулить получится к концу октября. И еще опрос фиксирует провал «Слуги народа» у избирателей среднего и пожилого возраста. Линейная зависимость: самые высокие показатели в группе «18-29», и дальше по нисходящей. Разуверились.
И как не разувериться. С чем подходит Украина к 29-й годовщине независимости, и с чем к ней подходит президент после года своего правления? Падение экономики, рост цен, безработица, война на Донбассе – вот пятерка главных проблем для украинцев, согласно опросам. Причем по наследству Зеленский получил только один пункт, остальные – личные завоевания. И экономику креативные ребята умудрились отправить в минус при благоприятствующей мировой конъюнктуре еще до коронавируса после 4 лет роста при барыгах. Уже в 4 квартале прошлого года ВВП замедлился до 1,5%. А в январе нынешнего был отрицательным, и первый, еще докоронавирусный квартал этого года был закончен с минус 1,5%.
Как вдохнуть жизнь в умирающее доверие избирателей? Дыра в бюджете в 300 млрд, которую Шмыгаль называет «плановым дефицитом». Никаких ожидаемых реформ по лекалам европейских соседей. Где главный реформатор Михо? 3,5 месяца он глава исполкома Нацсовета реформ, и не то что ничего не сделано, нет даже детального плана действий. Зато есть Гетманцев с законом "1210". И есть закручивание гаек малому бизнесу, кассовые аппараты, РРО. И есть повышение минимальных зарплат, имеющее целью еще больше обилетить малый и средний бизнес и одновременно привлечь голоса бюджетников.
И есть чудовищная коррупция судебной и правоохранительных систем. Коррупция, куда более глубокая, чем при барыгах. Потому что она усиливается хаосом и махновщиной, войной всех против всех. И Зеленский совсем не хочет эту систему реформировать, он хочет ее возглавлять и контролировать. Об этом говорит кадровая политика. Ключевые должности в государстве занимают сценаристы, юристы, актеры, партнеры «Квартала», друзья детства, одноклассники, кумовья. В одном президент сдержал слово – армейских друзей не назначил. Потому что в свое время от армии откосил.
То есть, страной управляет «семья», как при Януковиче. Не менее жадная, но менее компетентная и более трусливая. Еще одна параллель с Януковичем – тотальное проникновение российских агентов в высшее политическое руководство страны. Что говорить, если бизнес-партнёр главы Офиса – бывший ГРУшник, связанный с окружением Путина. И он же при этом – герой коррупционных скандалов. Связанных с торговлей должностями и муниципальным киевским дерибаном. И эти агенты продавливают кремлевский сценарий реинтеграции Донбасса – как анклава де-юре украинского, де-факто – находящегося под российским протекторатом.
И наконец, еще один итог правления – всесильный Коломойский. Старший партнер президента. Человек, которому в Украине можно все. И ему ничего за это не будет, пока Зеленский президент. Коломойский может раздевать «Центрэнерго», «Приватбанк», «Укрнафту», сбивать руководство НБУ, грабить энергетику и открывать российский экспорт – никакой ответственности в Украине для него наступить не может. Только за границей. А в Украине – абсолютная индульгенция и полный иммунитет.
И на все это синергически действует эпидемия коронавируса. Который, как говорит президент, «нам просто остановит полностью медицину, и государство ничего не сможет сделать уже. Система не готова. Мы не можем просто сделать только инфекционные больницы и поставить там кровати и переоборудование делать во всех больницах», - признает глава государства. Не смогли за полгода. А коронавирусный фонд потратили на «Большую стройку» и силовиков. И поэтому уже сейчас в некоторых областях больных просто отправляют по домам, потому что больницы переполнены. И что теперь? «Сейчас все зависит от людей. Просто ходите в масках и просто осторожно», - говорит президент. Золотые слова, Владимир Ссаныч.
И поэтому что остаётся делать президенту, автомобиль которого мчит к обвалившемуся мосту, а тормозить уже поздно? Только тапок в пол – и весело смеяться, авось как-то перескочим пропасть и как-то пропетляем. Поэтому приходится бегать с огурцами, лично доставлять «пенсии и лекарства жителям Херсонщины», селфиться на мостах, ставить брендированные «Зе місцеві» трибуны в портах и обнимать «спонтанно» вышедших на сцену детей. Ситуация напоминает трагедию комика, репризы которого перестали смешить публику. И, чтобы удержать зрителей, комик надевает панталоны, рыжий парик, начинает бегать по сцене, кувыркаться и визжать.
Впрочем, все эти телодвижения технологически обоснованы. Немыслимые для официального сайта президента новости и фоторепортажи, где он едет в село, чтобы проверить, как работает «Передвижной почтовый пункт», и съемки с женщинами-пенсионерками – это реагирование на падение популярности у взрослой и пожилой аудитории.
А озвученная там же идея «провести реформу сел», которую Зеленский, видимо, руководствуясь принципом «больше ада» называет «Садовая реформа» из-за названия села, где он находится – это попытка взять голоса селян, среди которых доминирует взрослое население. Зе говорит, что в каждом селе должны быть созданы рабочие места, а жителям должны быть доступны школа, медицинская помощь, услуги онлайн. Хотя как раз пригретые им соросята это самое село успешно зачищали, закрывая школы, ФАПы, клубы и музеи. И понятно, что никакой реформы села не будет. Зеленский просто врет, чтобы получить голоса поверивших его вранью.
Президент брендирует собой и партией строительство мостов и дорог. Вплоть до того, что "Укравтодор", устраивающий мероприятие по презентации Киевской «обходной» дороги, использует символику «Слуги народа». Зеленский делает то, за что в «Квартале» высмеивал «старых политиков». Он использует админресурс. Причем в утрированных анекдотичных формах. А выхода другого нет. Потому что два главных предложения от Офиса избирателям на местные выборы – «мир» на Донбассе и «Большая стройка».
Но проблема в том, что дороги, к сожалению, строились и до Зеленского. И мосты. И даже стадионы. Но их никто так прямо не заворачивал в партийные флаги, это действительно ноу-хау. Не заворачивал, потому что даже регионалы понимали, что тратят (и пилят) деньги налогоплательщиков, а не партийные.
Но у Зе решили вытеснить мысль о том, что развитие инфраструктуры – обязанность государства. И вместо нее внедрить в массы посыл, что «Большое строительство» - это дар вождя народу. И поэтому Зеленский так раздражен замечаниями Комитета избирателей Украины, который говорит ему, что он использует админресурс и свое служебное положение, и использует рабочие поездки как агитационный тур. И Бубочка жестко так отвечает, что это он, а не госкомпании за средства бюджета, строит мосты. А этот ваш комитет – пусть он построит мост вместо меня.
Вот только и «Большая стройка» – в электоральном смысле оказалась ударом в штангу. Не зашла. Потому что основная масса денег идет на дороги между населёнными пунктами. А в самих населенных пунктах мало что происходит, потому что местные бюджеты ограблены – той самой центральной властью, которая строит дороги, и «13 друзей Вовушена» во главе с Шефирами активно прикуривают от этого строительства.
У креативных пацанов цугцванг, и они не видят альтернативы этой стыдной стратегии. Но хотим напомнить ребятам из Офиса одну закономерность: использование админресурса как базовой избирательной технологии в Украине всегда было предвестником скорого заката режима.