"Концепция" - Игаль Левин

"Концепция" - Игаль Левин

Давайте поговорим еще немного про разведку и готовность к войне.

Перед вами документ под грифом "совершенно секретно", где среди прочего звучит фраза "вероятность того, что Египет возобновит боевые действия — низка". Это отчет военной разведки Израиля, датированный 5 октября 1973 года.

А 6 октября 1973 года началась одна из самых тяжелых и страшных войны Израиля.

Как же так получилось, что разведка прошляпила концентрацию войск врага?

Всему виной оказался расчет на то, что арабское наступление может случится только при сочетании двух факторов:

1. Египет начнет свое наступление только тогда, когда у него будет возможность добиться воздушного превосходства и нанести удар по израильским аэродромам.

2. Сирия начнет свое наступление только вместе с Египтом и никогда в одиночку.

Этот подход назывался "Концепция" и в плену этой "концепции" были все военные Израиля. Но в первую очередь ВВС и военная разведка.

Что же не учли сторонники этой "концепции"?

Был не учтен научно-технический прогресс и стремительное развитие систем ЗРК, которыми СССР насыщали армии Египта и Сирии. Именно ЗРК должны были стать тем фактором, который нивелирует израильское превосходство в воздухе.

Но ЗРК были на то время новейшим оружием, и еще не было должных примеров их реальной эффективности: они не рассматривались израильским командованием как нечто серьезное, и в планах ВВС Израиля был приказ: в случае большой войны уничтожить все вражеские ЗРК в течении двух суток.

Израильские ВВС в итоге, когда началось вторжение, не смогли этого сделать. Тогдашний начальник Генштаба Армии обороны Израиля Давид "Дадо" Элазар еще назовет эти события не чем иным, как полной "катастрофой".

Это прекрасный пример того, как ретроспективно мы — всегда умные и все понимающие, а в реальности все оказывается намного сложнее и страшнее.

Более того, это очередной пример избитого афоризма, что "генералы всегда готовятся к войнам прошлого".

Какие же выводы сделал Израиль с тех времен?

Наверное, один из самых центральных — всегда умножать и увеличивать уровень угрозы, чтобы быть должным образом готовым.

Отчет говорит, что нам хватит 1000 танков? Не вопрос, будем держать у себя 3000 танков. Специалисты говорят, что Иран и "Хезболла" выпустят по нам 10,000 ракет? Спасибо за эти данные, но мы подготовимся так, словно это 50,000 ракет. И т.д., принцип такой.

Вместо послесловия. Был еще второй отчет — уже от другой разведки, от политической, от "Моссада". Тоже 5 октября 1973 года. Его фото рядом с фото отчета от военной разведки.

В нем, уже опираясь на агентуру внутри Египта, черным по белому говорится, что завтра Египет начнет свое вторжение. Это не просто гриф "совершенно секретно", это еще более высокий уровень — "лично", то есть лично в руки конкретному человеку, а именно — тогдашней лидерке Израиля Голде Меир (кстати, уроженки Киева).

Голда Меир, офигев от такой категоричности, послала моссадовцев с этим докладом (которое называлось "сельхоз. отчет") к министру обороны Моше Даяну, тот, офигев, послал ребят с "Моссада" с этим листом уже к начальнику Генштаба Давиду "Дадо" Элазару и непосредственно к высшим военным.

Военные же, стоя над картами и глядя на доклад "Моссада", как мантру повторяли успокаивающую фразу:

"Этого не может быть, это противоречит "концепции", ваши информаторы наверняка ошиблись или хотят нас дезинформировать".

А спустя несколько часов началось вторжение, которое застало Израиль в полной неготовности и растерянности.