«Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (11 января) - Влад Пономарь

«Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (11 января) - Влад Пономарь

«Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (11/01/2018):

1. План Трампа обрушит нефть ниже $30. Вашингтон собирается открыть «краны» на полную мощность.
Как полагают эксперты, готовиться к очередной эпохе «дорогой нефти» преждевременно. Дональд Трамп собирается открыть добычу в ранее охраняемых прибрежных районах Арктики, Тихого и Атлантического океанов. Это грозит отбросить котировки на уровень января 2016 года, когда баррель стоил ниже $30.
(в комментариях).

2. Минэнерго США прогнозирует хронический избыток нефти.
Добыча нефти в мире в ближайшие два года будет расти быстрее, чем спрос, а рынок вернется в состояния избыточного предложения.
Такой прогноз дает Минэнерго США в январском прогнозе по рынку энергоносителей.
Благодаря ренессансу сланцевой добычи, расширению производства в Канаде и других странах, не присоединившихся к соглашению Россия-ОПЕК, на рынок в 2018 году будет поступать 2,4 млн баррелей дополнительных ежедневных поставок.
Прирост добычи в мировом масштабе станет рекордным с 2014 года (2,8 млн баррелей), когда на сланцевую революцию наложилось решение ОПЕК качать максимально возможные объемы и ждать, что рынок "сбалансирует себя сам".
Потребление же "черного золота" в Европе практически не изменится (14,3 млн баррелей в день), а в Канаде начнет сокращаться (с 2,41 до 2,38 млн баррелей в день).
В 2017 году при добыче 97,97 млн баррелей в сутки мировая экономика потребляла 98,38 млн баррелей: дефицит поставок привел к распродаже излишков, накопленных в коммерческих хранилищах, и взвинтил цены почти на 30% - до максимумов с декабря 2014 года).
Но продолжения "праздника" не будет, считает Минэнерго США: в 2018 году в мире будет добываться на 0,2 млн баррелей больше, чем потребляется, а в 2019-м избыток вырастет до 0,35 млн баррелей в сутки. Причем в отдельные кварталы (например, апрель-июнь 2019) разрыв спроса и предложения будет приближаться к 1 млн баррелей ежедневно.
В результате планы ОПЕК и России убрать с рынка навес нераспроданных объемов провалятся, считают в американском Минэнерго. Со второго квартала 2018 года излишки нефти снова начнут пополнять хранилища: с 2,908 млрд баррелей на конец 2017 года коммерческие запасы вырастут до 2,964 млрд через год и 3,049 млрд - через два.
Добыча в США при этом будет расти быстрее, чем предполагалось, следует из прогноза: оценка на 2018 год повышена до 10,58 млн баррелей в день с 10,23 млн в декабрьском прогнозе.
В 2019-м американские нефтяники будут производить 11,04 млн баррелей в день, что больше текущей добычи мирового лидера - России (10,85 млн баррелей в сутки).
В этих условиях нефтяные котировки снизятся почти на 15% от текущих уровней: Brent подешевеет до $58 за баррель, а WTI будет стоить в среднем $55,3 за бочку.

3. Нефтяное ралли вызывает негодование аналитиков Commerzbank.
Brent поднялся до нового максимума с 2015 года. С учетом последнего прогноза Управления энергетической информации США (EIA) о росте добычи в США такая реакция цен выглядит неадекватной. EIA уверено, что в ноябре 2019 года производство нефти в США выйдет на уровень в 11 млн барр./сутки». Как будто недостаточно того, что добыча в стране, согласно прогнозам, в следующем месяце превысит 10 млн барр./сутки. Ожидается, что средний годовой объем добычи нефти в США в наступившем году составит 970 тыс. барр./сутки (согласно предыдущему прогнозу 780 тыс. барр./сутки). А в следующем году добыча вырастет еще на 580 тыс. барр./сутки. Как сообщил директор EIA, основной прирост будет обеспечен сланцевым месторождением Permian Basin.
Выборочное восприятие позволило рынку полностью проигнорировать указанную информацию. Спекулянты смотрят лишь на те новости, которые согласуются с ростом цен, например, на резкое падение запасов нефти в США на прошлой неделе (-11.2 млн барр.), о чем сообщил Американский институт нефти (API). Но этот рост - всего лишь переход запасов из нефтяных хранилищ в хранилища нефтепродуктов. При этом рост запасов бензина и дистиллятов (в совокупности на 9 млн барр.) был рынком проигнорирован. Рынок нефти все больше отходит от фундаментальных показателей, рискуя достичь перекупленности.

4. ВИЭ станут главным источником энергии в Германии уже в этом году.
Для электроэнергетики Германии 2018 год начался с весьма символического рекорда: 1 января потребности страны в электричестве впервые на 95 % обеспечивались возобновляемыми источниками. Это произошло благодаря сильному ветру, проглянувшему в некоторых регионах солнцу, а также относительно низкому из-за праздничного дня спросу на электроэнергию.
Практически полный переход 83-миллионой страны на «зеленое» электричество длился, естественно, всего несколько часов.

Доля ВИЭ в Германии достигла 33,1%
В «обычном» состоянии в сегодняшней Германии доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) составляет 33,1%. Иначе говоря, в 2017 году треть электроэнергии в ФРГ производилась из ветра, биомассы, солнца и на гидроэлектростанциях. Это – тоже новый рекорд (в 2016 году было 29%).
По предварительным данным BDEW (Федерального объединения предприятий энерго- и водоснабжения), производство электричества из ВИЭ выросло в Германии в 2017 году более чем на 15% (энергокомпания E.on утверждает, что плюс составил даже 20%). Одновременно снизилась выработка электроэнергии из каменного и бурого угля, в результате доля угольной генерации сократилась на 3,3 % до 37%.

ВИЭ вытесняют уголь
Если возобновляемая энергетика продолжит наращивание производства теми же темпами, указывает Штефан Капферер, то ВИЭ уже в 2018 году обгонят уголь и станут главным источником электроэнергии в стране. Если же рассматривать раздельно производство электричества из каменного и бурого угля, то ВИЭ уже вышли на первое место. Такое разделение имело бы определенный смысл хотя бы потому, что каменный уголь Германия импортирует, в том числе из РФ (к концу 2018 года закроются последние две немецкие шахты), а бурый уголь добывает в открытых карьерах на собственной территории.

ВИЭ вытесняют АЭС
Германия решила полностью отказаться к 2022 году. Уже в декабре 2017 года, как подсчитал Международный экономический форум возобновляемых источников энергии (IWR), одни только ветрогенераторы (на суше и в море) произвели в два раза больше электричества (14,6 миллиарда киловатт-часов), чем все оставшиеся немецкие АЭС (7,2 млрд кВт/ч).

Погода благосклонна
Столь впечатляющий результат в значительной мере обеспечили сильные ветра, сопровождающие нынешнюю чрезвычайно теплую зиму. Однако часто штормило и осенью, а потому весьма "урожайным" с точки ветряной энергетики выдались сентябрь и октябрь.
В то же время в мае, июле и августе 2017 года было много солнечных дней, особенно на юге Германии, а потому в эти месяцы установленные в стране 1,6 мky солнечных батарей производили даже несколько больше энергии, чем ветрогенераторы, сообщила энергетическая компания E.on.

Морские ВЭС более постоянны
Таким образом, ветряная и солнечная энергетика в Германии, с одной стороны, весьма удачно дополняют друг друга. Кроме этого оффшорные ветропарки, расположенные в море, работают значительно более стабильно, чем до сих пор считалось.
Эксперты Института ветроэнергетики Общества имени Фраунгофера (IWES) установили, что действующие на Северном и Балтийском морях немецкие ветропарки устойчиво производят электроэнергию в течение 363 дней в году.
Поэтому в сентябре 2017, правительства прибрежных федеральных земель, предпринимательские объединения и профсоюзы обратились к правительству ФРГ с призывом разрешить до 2030 года установку в территориальных водах страны ветрогенераторов суммарной мощностью не в 15, а как минимум в 20 гигаватт, с последующим увеличением лимита к 2035 году до как минимум 30 гигаватт.

Главные точки роста
Один из вопиющих перекосов в «зеленой» энергетике ФРГ состоит, к примеру, в том, что энергетические компании все чаще оказываются в ситуации, когда им в особенно ветреные дни из-за излишков "зеленой" электроэнергии, которой они обязаны обеспечивать приоритет в сетях, приходится отправлять электричество за границу и при этом еще приплачивать получателям за то, что они ее берут. Эксперты говорят, что тут необходимо менять действующие законы, а параллельно на государственном уровне форсировать разработку и внедрение различных систем накопления энергии.
Другая назревшая задача – определить темпы и масштабы сокращения угольной генерации в рамках борьбы против изменения глобального климата. Осенью обсуждался вопрос о закрытии примерно 14 устаревших и экологически наиболее вредных крупных угольных электростанций.
Теоретически подобные меры могут укрепить позиции природного газа в немецкой электроэнергетике. Однако на практике доли рынка у угля отвоевывает не он, а ВИЭ. В 2017 году доля газовых электростанций в производстве электроэнергии в Германии выросла, по данным BDEW, лишь незначительно: с 12,5% до 13,1%.

5. В США за три года построят почти 120 ГВт солнечных и ветровых электростанций.
Американский регулятор энергетических рынков (Federal Energy Regulatory Commission — FERC) периодически публикует бюллетени о развитии энергетической инфраструктуры (Energy Infrastructure Update). Вышел ноябрьский выпуск, который опубликован 3 января 2018 года.
В документе содержится таблица с цифрами предполагаемых вводов новых объектов электрической генерации до декабря 2020 года, а также данными по планируемому закрытию старых объектов.
В таблице показано, что за три ближайших года в США могут быть введены в эксплуатацию примерно 116 ГВт электростанций, функционирующих на основе энергии ветра (72,5 ГВт) и солнца (43,5 ГВт). Речь идёт о промышленных объектах единичной мощностью более 1 МВт — то есть распределённая кровельная солнечная энергетика здесь не учтена.
Таким образом, если данные предположения сбудутся, суммарная установленная мощность солнечных и ветровых электростанций в США (без учёта малых солнечных электростанций) к концу 2020 года может удвоиться (достигнув примерно 230 ГВт). Кроме того, ветроэнергетика обойдёт по размерам мощности гидроэнергетику.
В то же время установленная мощность угольных электростанций в стране сократится на 18,7 ГВт или на 6,6%. Несмотря на риторику нынешней американской администрации, реанимация угольной отрасли никак не получается. Как свидетельствуют актуальные данные, опубликованные Rhodium Group, потребление угля в стране продолжает снижаться.

6. К 2025 году Финляндия может отказаться от использования угля в энергетике.
Финляндия может отказаться от угольной энергетики в пользу атомной электроэнергии и природного газа уже к 2025 году.
Об этом заявил министр жилищного строительства, энергетики и окружающей среды Киммо Тииликайнен.
По его словам, "правительство планирует выяснить, можно ли прекратить использование угля в стране уже в 2025 году". До сих пор в энергостратегии республики было прописано, что отказ от угля должен произойти к 2030 году. По словам Тииликайнена, заменить его может природный газ, который дает на 60% меньше выбросов в атмосферу, чем уголь.
"Уже в 2019 году нам нужно таким образом поменять налогообложение в энергетике, чтобы конкурентоспособность газа улучшилась по сравнению с каменным углем", - полагает министр.
На данный момент на работающие на угле электростанции в Финляндии приходится чуть более 8% произведенной электроэнергии. При этом промышленное потребление угля за последние годы сократилось - в 2006 году его доля составляла 14%, наиболее высокой она была в 1980-м - 19%.
Еще 20,5% всей потребляемой электроэнергии Финляндия получает из-за рубежа. 25,9% производится на действующих в стране АЭС. Почти 20% электроэнергии республика получает за счет использования гидроресурсов, около 12% - биотоплива, 7,4% - природного газа. Альтернативная энергетика в Финляндии развивается.

7. В Индии значительно сократилось развитие угольных мощностей. За год меньше 1 ГВт новых угольных станций
В 2017 году в Индии было введено в эксплуатацию менее одного гигаватта угольных мощностей — наименьший результат с 2006 года.
Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на местного регулятора энергетического рынка — Central Electricity Authority.
В статье говорится, что в период с апреля по ноябрь 2017 года (8 месяцев) в стране было построено 809 МВт угольных электростанций. На графике приводится сравнение с другими годами, для которых также берутся восьмимесячные отрезки времени апрель-ноябрь.
Снижение ежегодных объемов ввода новых мощностей угольной генерации отмечается с 2014 года.
Как известно, в Индии 200-300 млн человек до сих пор не имеют доступа к электроэнергии. «Исторически» считалось, что уголь — самый доступный ресурс для решения проблемы дефицита энергии. Сегодня, однако, представления поменялись. Очевидно, что, во-первых, генерация — это лишь часть решения, электроэнергию нужно доставлять и распределять, а, во-вторых, увлечение углём буквально гробит нацию — население Индии страдает от плохой экологии.
Ещё в конце 2016 года отмечалось, что каких-то серьезных перспектив в Индии в ближайшее время угольная генерация не имеет. В течение 2016 и 2017 сформировалась устойчивая позиция — задача электрификации в стране в значительной степени будет решаться с помощью распределенной солнечной энергетики.
Избыточность нынешних угольных мощностей в стране подтверждает постоянно, год за годом, снижающийся коэффициент использования установленной мощности угольных электростанций. Как видно на графике, КИУМ упал ниже 60%.

8. Построить солнечную и ветровую электростанцию с накопителем энергии дешевле, чем эксплуатировать уже амортизированную угольную электростанцию
В конце декабря 2017 энергосбытовая компания Public Service Company of Colorado, которая является «дочкой» крупного американского энергетического концерна Xcel Energy, опубликовала «План закупок электроэнергетических ресурсов». В данном документе раскрываются некоторые детали конкурса на поставку электроэнергии для нужд указанного подразделения Xcel Energy.
Опубликованная информация интересна с точки анализа экономики технологий генерации
Сколько стоит сегодня ветровая электроэнергия в штате Колорадо? В среднем 1,81 цента за киловатт-час. Солнечное электричество предлагают по 2,95 цента за кВт*ч (медианная цена предложения). Цены, как мы видим, весьма низкие. Конечно, следует учесть действующие в США меры поддержки ВИЭ (налоговые вычеты). Тем не менее, даже если сделать соответствующую поправку к цене, результат будет всё равно впечатляющим.

9. Солнечная энергетика в Норвегии показала невероятный рост.
Почти 370% за два года – столь невероятный прирост показала солнечная энергетика в Норвегии. Уже сегодня установленная мощность норвежских СЭС достигла почти 30 мегаватт. Две трети генерации приходится на автономные домашние солнечные панели.
По словам экспертов, большую роль в этом сыграло грамотное тарифное и налоговое регулирование. Людям гораздо выгодней устанавливать собственные электрогенерирующие мощности, а излишки продавать в сеть. Также, эксперты отмечают, что за последний год стоимость домашних систем производства и хранения солнечной энергии снизилось на 20%.
Интересно, что Норвегия, будучи крупным экспортером углеводородов, крайне ограниченно задействует ископаемые ресурсы в своей энергетике. Немногим более 2% электричества добывается при помощи газа и нефтепродуктов. Более 96% вырабатывают норвежские гидроэлектростанции. 2% энергии вырабатывается при помощи ВЭС и СЭС.

10. Японские инженеры создали электрокар-трансформер - Earth-1.

Влад Пономарь