««Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (20 февраля) - Влад Пономарь

««Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (20 февраля) - Влад Пономарь

«Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (20/02/2018):

1. Электромобили: что будет с нефтью, бензином, АЗС, СТО? («Сегодня» 19.02.2018).

Сто лет в мире царит автомобиль и все, что с ним связано: нефтяная промышленность, дороги, парковки, заправки, сервисы, обслуживание, ремонты.
Что будет с нефтью и бензином.
Спрос на топливо для автомобилей упадет катастрофически. Это значит, что упадет спрос и на нефть – более половины добываемой сейчас нефти используется для производства автомобильного топлива. Бензин станет не нужен. Нефти будет нужно значительно меньше. И тут возможны два варианта.
Нефть и топливо резко, в разы, дешевеют, чтобы как можно больше сохранить массового потребителя. В этом случае будет смысл продлевать эксплуатацию авто с двс на годы, пока сами авто не уйдут с рынка из-за амортизации. Но для этого варианта надо чтобы государства сняли с топлива налоговую нагрузку вообще. Возможно ли это? Будет ли это иметь смысл?
Что будет с АЗС.
Резкое уменьшение, а со временем и исчезновение продажи топлива означает, что большому количеству заправок придется закрыться. Но какие-то точки останутся. И станут крупными сервисными центрами с десятками или даже сотнями суперчарджеров для зарядки аккумуляторов. Конечно, зарядка в таком комплексе будет стоить подороже, чем обычный тариф.
А если взглянуть на будущее АЗС чуть более радикально, то, скорее всего, довольно скоро емкость аккумуляторных батарей вырастет столь значительно, что автомобили будут иметь автономный запас хода в тысячи километров, а значит, потребность в зарядке по дороге вообще исчезнет. Останутся только нечастые придорожные сервисы для отдыха и питания.
Что будет с СТО.
Тут все просто. Нет будущего у мотористов. Зато радужные перспективы у электриков и аккумуляторщиков. Ничего не меняется для ходовиков, кузовщиков, шиномонтажников.
Нужны ли электромобилям преференции?
Нужны – так это те, которые направлены на удешевление авто. Нужно убрать или минимизировать те налоги, которыми автомобиль облагается при продаже. Сейчас в Украине действуют такие льготы. Очень уместны будут льготы и помощь государства при оборудовании пунктов зарядки аккумуляторов. В виде прямых льгот или льготного кредитования. Было бы эффективно установить для зарядки авто ночной льготный тариф. Это будет выгодно и электрокомпаниям, которые получат инструмент для реализации ночных излишков электроэнергии. Необходимо, чтобы государство простимулировало (финансово или административно) поставщиков электроэнергии устанавливать суперчарджеры по недорогой цене.
Каково будущее нефтяных компаний?
Такое же, какое уже настало для бывших локомотивов экономики: железных дорог, которые доминировали 100-150 лет назад, угольных и металлургических гигантов начала-середины 20 века. Они остались, но это уже далеко не те экономические лидеры, как были в эпоху своего расцвета. Собственно, это уже происходит. Высокотехнологичные компании обошли сырьевые по капитализации и объемам производства.
А нефтяные компании ждет резкое снижение объемов добычи, сворачивание многих точек реализации, сокращение персонала и поиски вариантов переоборудования нынешних АЗС и сервисных центров при дорогах для потребностей водителей электромобилей.

2. За 7 лет в США было закрыто 268 угольных электростанций.
Американская природоохранная организация Sierra Club считает, что оставшиеся 262 угольные электростанции могут быть выведены из эксплуатации в течение следующего десятилетия.
Действительно, доля угля в производстве американского электричества снижается год от года. Это хорошо видно на этом графике от Bloomberg New Energy Finance:
Несмотря на риторику президента Трампа, объявившего «окончание войны с прекрасным, чистым углём» (beautiful, clean coal), участники отрасли не видят каких-либо реальных движений в сторону развития угольной промышленности и энергетики.
В инвестиционной программе энергетической компании AEP, которая еще в начале века вырабатывала 90% электричества на угле, сегодня угля нет совсем, а её руководство считает, что будущее угольных электростанций «очень ограничено» (very limited).

3. В Великобритании начинают закрывать угольные электростанции.
В конце сентября 2018 года в Великобритании закроется главная угольная электростанция в Йоркшире.
Причина такого шага – отсутствие государственной субсидии, которая позволила бы существовать электростанции как источнику резервного питания следующей зимой.

4. Шведская металлургическая компания SSAB хочет отказаться от использования ископаемого топлива в производстве стали.
Участниками проекта являются также энергетический концерн Vattenfall и горнорудная компания Luossavaara Kiirunavaara.

5. Губернатор Калифорнии защитил первую в США «зеленую» железную дорогу.
По словам губернатора Калифорнии Джерри Брауна, новая железная дорога придаст жителям самого экономически развитого штата США мобильности и прослужит дольше, чем все ныне живущие. И если раньше не соорудят вакуумный Hyperloop — более быстрый и дешевый.

6. В 2017 году корпоративные соглашения на покупку возобновляемой энергии в мире достигли 5,4 ГВт
В 2017 во всем мире были заключены корпоративные соглашения на покупку возобновляемой энергии (Power Purchase Agreements — PPA) на рекордный объём — 5,4 ГВт.

7. В Индии прошел самый крупный тендер на строительство ветропарков. Цена за 1 кВт – меньше 4 центов.
В Индии завершился самый крупный за всю историю тендер в ветроэнергетике объемом 2 ГВт. По итогам торгов цена киловатт-часа составила 2,44-2,45 индийских рупий ($0.038).
По итогам тендера, право на строительство мощностей и заключение долгосрочного соглашения на поставку электроэнергии по названной в ходе торгов цене получили 10 компаний.

8. В Китае разрабатывают законодательную базу для легализации беспилотных автомобилей.
Министерство транспорта КНР готовит первые правила регулирования для робомобилей.

9. К 2040 году Норвегия перейдет на электрические самолеты.
Национальная авиационная компания Норвегии Avinor намерена к 2040 году полностью перевести на электротягу все самолеты, которые осуществляют короткие рейсы продолжительностью не более 1,5 часов.

10. Стартап Citybirds представил «самый тонкий и легкий» электросамокат.
На крупнейшей выставке товаров профессионального спорта ISPO в Мюнхене швейцарско-литовский стартап Citybirds представил концепт электросамоката Eagle.

11. Китай увеличит потребление геотермальной энергии.
Китай намерен увеличить использование геотермальной энергии до 70 млн тонн в угольном эквиваленте к 2020 году в рамках усилий по снижению зависимости страны от угля и борьбы с загрязнением.

12. Солнечная энергетика Бельгии превысила 3,8 ГВт
По итогам 2017 года установленная мощность солнечной энергетики Бельгии достигла 264 МВт, на 50% больше, чем в 2016 г.

13. По данным компании EnergyTrend, в 2017 г в солнечной энергетике впервые было введено в эксплуатацию (за один год) более 100,4 ГВт, в 2018 году планируется ввод 106 ГВт.

14. Полицейская машина на базе электрокара Tesla Model X.
Полиция канадского Онтарио представила служебную машину на базе электрического внедорожника Tesla Model X.
Машина покрашена в соответствующие цвета и оснащена необходимыми огнями и сиреной.

15. Американский автогигант Ford запатентовал беспилотный полицейский автомобиль собственной разработки в США.
Новый электромобиль Nissan Leaf 2018 уже собрал 40 тыс. предзаказов по всему миру

16. Новый Nissan Leaf с момента официальной презентации в сентябре 2017 года в Японии получил 40 000 предзаказов по всему миру, и это при том, что он не вышел еще на мировой рынок.

17. Беспилотный грузовик Embark проехал за 5 дней 4 тыс км из Лос-Анджелеса во Флориду.
Путешествие длилось 5 дней, за которые грузовик проехал 4 тысячи км.

18. Создан инновационный трактор, работающий на биогазе.
Один из крупнейших мировых производителей сельхозтехники, американская компания New Holland Agriculture, выпустила инновационный трактор Methane Powered Concept tractor, работающий на биогазе.

19. Сидите дома, экономьте энергию: из-за изменения образа жизни за 10 лет США сэкономили почти 500 ТВт-ч электроэнергии (в комментариях).

20. Nestle установили 32-тонную гидротурбину возле главного офиса во Франции (ВИДЕО).
В октябре 2017 года на реке Марне во Франции торжественно открыли гидроэлектростанцию у главного офиса компании «Nestle».

21. Эксперты-аналитики Bank of America (BofA) и Oxford Institute for Energy Studies.: российской экономике грозит крах из-за электромобилей.

22. Кудрин: есть ряд факторов, указывающих на снижение цен на нефть.
Бывший министр финансов РФ, глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин полагает, что есть ряд факторов, указывающих на снижение цен на нефть в длительной перспективе.
«Сейчас идет наращивание добычи сланцевой нефти, сейчас очень мощно развиваются альтернативные источники, на более длительной перспективе — 10 лет и дальше — они сыграют свою роль. Например, автомобили в Японии на водородном топливе появились, в США эта программа идет уже лет 20, давно понятно, что водородное топливо возможно, но оно не было еще коммерчески выгодно. Сейчас мы подошли к черте, когда, скорее всего, водородное топливо станет коммерчески выгодным в ближайшие годы», — подчеркнул Кудрин.

23. Дворкович не исключил обвала цен на нефть. Тренд роста нефтяных цен неустойчив, и рынок в любой момент может пойти вниз, считает вице-премьер Аркадий Дворкович.

24. «Через пару десятков лет нефть займет нынешнее место каменного угля».
Сразу несколько факторов, на которые указывает экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов, позволяет предполагать, что мы присутствуем при фундаментальном развороте ожиданий относительно нефти, которая совсем скоро перестанет быть ключевым сырьевым активом. О том, что на это указывает и чего ждать РФ на новом витке развития человеческой цивилизации, — в материале. (в комментариях).

25. Израиль объявил о заключении сделки на $15 млрд на поставку газа в Египет.

26. Азербайджан начнет поставлять газ в Европу по Южному коридору (ЮГК) в 2020 году, а коммерческие поставки газа в Турцию по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), который является частью ЮГК, будут начаты уже в июле этого года.

27. Крупнейший нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Венесуэлы Amuay полностью прекратил свою работу.

28. Мексика намерена в 2018-2021 гг достичь максимальных за 30 лет объемов бурения в нефтегазе
Мексика намерена в ближайшие четыре года выйти на максимальный за тридцать лет уровень геологоразведки в нефтегазовой сфере.

29. Углеродный рынок Китая.
В Китае опубликован план создания так называемого углеродного рынка, в рамках которого должны устанавливаться квоты на выбросы углерода и осуществляться торговля этими квотами.
На первом этапе правила углеродного регулирования распространяются только на электроэнергетику. Это уже немало. В Китае до сих пор угольные электростанции производят примерно 65% электроэнергии, а ежегодный объём выбросов оценивается в 3,5 гигатонн.

30. Китай поглощает предложение СПГ на мировом рынке в рамках отказа от угля.
Китай пытается заменить уголь на газ, тем самым поглощая мировое предложение сжиженного природного газа (СПГ).

31. Китай распробовал американскую нефть.
Судя по всему, в своей экспортной стратегии Вашингтон нацелился прежде всего на китайский рынок. "По данным системы слежения за судами в терминале Thomson Reuters Eikon, поставки нефти из США в Китай выросли буквально с нуля до рекордных 400 тыс. барр. в сутки в январе", — сообщает Reuters.
За январь-ноябрь 2017-го поставки нефти из США в Китай достигали, по данным EIA, почти 220 тыс. барр. в день, это в 10 раз больше, чем Штаты отправили в КНР за весь 2016 год. Так что Китай стал вторым после Канады крупнейшим покупателем нефти из США. Авторы англоязычной версии Reuters уже придумали название этому феномену — "техасский поток", врывающийся во все больше стран по всему миру.

32. Возрождение сланца поменяло приоритеты на мировом рынке нефти.
Сланец создал тысячи рабочих мест в стране, повысил уровень обеспеченности энергоресурсами и привел к масштабному сокращению чистого импорта, который упал с пика 2006 года на уровне 13.4 млн баррелей в день до 2.5 млн в октябре 2017 года. Все это знаменует собой колоссальные изменения даже в сравнении с периодом 10-летней давности, когда мировой рынок задавался одним из главных вопросов: насколько энергично будет расти импорт в США?

33. В EIA прогнозируют, что к 2022 году США станут чистым экспортером энергоносителей— впервые за почти 70 лет — приводя в качестве основной причины резкий рост добычи сланцевой нефти и газа. И, наконец, увеличение эффективности использования энергии тормозит рост спроса, что оказажет давление на цены энергоносителей.

Влад Пономарь