Уже четвертый раз за последние несколько недель улицы столицы Сеул и других городов страны собирают масштабные демонстрации. Протестующие требуют отставки 11-го президента республики Пак Кын Хе. Корейские протесты протекают не так, как на украинском Майдане. Люди здесь пока что собираются только на выходных, не разбивают палаточных городков, практически отсутствуют и стычки с полицией. Но оппозиционные лидеры заявили, что в случае необходимости могут призвать граждан к более решительным действиям. Хотя есть здесь и свой “Антимайдан” – на каждую антипрезидентскую демонстрацию власть мобилизует своих сторонников, акции которых обычно не такие многолюдные. Их риторика довольно воинственна: они называют антиправительственных протестующих “коммунистами” и “предателями”. События в стране развиваются достаточно стремительно. “Апостроф” разбирался в причинах протестов и пытался выяснить возможные сценарии развития событий.
“Корейский Распутин”
20 ноября 2016 года Ли Юнг-риул, главный прокурор Центрального округа Сеула, заявил, что президент может быть соучастницей в коррупционных действиях ее близкой подруги Чхве Сун Силь. Кроме нее, подозрения выдвинуты бывшему старшему секретарю для координации политики Ан Чонг-бум и Жунг Хо-сунг – личному помощнику Пак Кын Хе.
В своем заявлении прокурор заявил, что глава государства могла заставить 53 корейские компании пожертвовать $65,5 млн на постройку помещений для фондов Mi-R и К-sports, которые были основаны ее подругой, и что этим компаниям в случае отказа сделать “добровольные” пожертвования угрожали налоговыми проверками, отзывом лицензий. Жунг Хо-сунг подозревается в утечке 180 правительственных и президентских документов для Чхве Сун Силь, 47 из которых составляли государственную тайну.
Надо сказать, что местные мейнстримные медиа называют отца Чхве Сун Силь “корейским Распутиным”, а саму подругу президента – “дочерью Распутина”. Говорят о ней в Южной Корее очень много, некоторые СМИ даже называют ее настоящим руководителем государства, а не Пак Кын Хе.
Нужно отметить, что история их взаимоотношений довольно древняя и достойна того, чтобы ее раскрыть. Нынешний президент государства встретила Чхве Сун Силь через отца последней – Чхве Тэ-мина. До этого этот человек не был замечен в активной политической деятельности. В начале 70-х годов прошлого века он работал полицейским, потом некоторое время был военным, даже успел поработать в маленькой газете. Но однажды он решил в корне изменить свою жизнь и, придумав себе красивую легенду, создал религиозную секту, в которой смешал элементы христианства и местных верований. Чхве Тэ-мин называл себя пастором, хотя не имел теологического образования.
Самозваный священник встретил Пак Кын Хе впервые в 1975 году, та незадолго до этого потеряла свою мать – ее убил северокорейский шпион. Террорист хотел убить отца Пак, диктатора Пак Чон Хи, но промазал и застрелил ее мать. После этого Чхве Тэ-мин начал писать письма Пак, в которых сообщал о своих религиозных видениях, в них он видел большой и успешный путь дочери диктатора.
Со временем самозванец получил приверженность Пак Кын Хе и, пользуясь этим, начал воплощать в жизнь свои настоящие планы. Так он создал благотворительные фонды, в которых официально председательствовала будущий президент, а на самом деле управлял ими Чхве Тэ-мин, который использовал их для отмывания грязных денег. Размах его незаконной деятельности был настолько впечатляющим, что даже Пак Чон Хи вызвал его на личную беседу. Но дочка неистово защищала своего духовного наставника, тогда отец уступил дочери, и самозванец избежал наказания.
Однако “пастору” пришлось свернуть свою бурную деятельность, когда в 1979 году директор Центрального разведывательного управления застрелил Пак Чон Хи. Кстати, убийца тогда заявил, что одним из главных мотивов такого шага было как раз то, что тогдашний глава государства допустил к управлению страной Чхве Тэ-мина. В 80-х годах необычный дуэт был отстранен от политики.
В течение этого времени Пак Кын Хе руководила несколькими фондами, через которые прокручивались и отмывались большие суммы денег. Чхве Тэ-мин своими манипуляциями удалил Пак Кын Хе от семьи, которая делала отчаянные попытки избавить ее от влияния “пастора”. Сестры даже обращались к тогдашнему президенту Ро Дэ У с просьбой повлиять на ситуацию. Но Чхве Тэ-мин не выпускал ее из своих крепких когтей.
Казалось, все это должно было закончиться со смертью “пастора” в 1994 году. Но эстафету переняла его дочь Чхве Сун Силь. В 1998 году после долгих уговоров Пак Кын Хе участвует в парламентских выборах от Партии Великой Страны (ПГК) и побеждает в одном из округов. Затем она еще три раза подряд избиралась, получив прозвище “Королева выборов”.
В 2007 году Пак Кын Хе решилась выдвинуть свою кандидатуру на партийных праймериз на должность президента, но в итоге проиграла Ли Мен Баку, который позже станет президентом.
Необходимо подчеркнуть, что уже тогда Пак постоянно обвиняли в чрезмерном воздействии на нее со стороны Чхве Сун Силь, но она отвергала их как полностью безосновательные.
В 2011 году в связи с падением популярности партия провела ребрендинг и стала называться Партией новых горизонтов (ПНГ). После этого во главе с Пак ПНГ одержала ошеломляющую победу на очередных парламентских выборах. Этот успех поспособствовал в дальнейшем выдвижению ее кандидатуры на президентских выборах в 2012 году. Пак Кын Хе выиграла и стала первой за всю историю Южной Кореи женщиной-президентом.
Конечно, ее ближайшая подруга воспользовалась удобным случаем и начала заниматься коррупционными сделками с еще большим размахом. Недовольство в партии и обществе в целом росло с каждым днем. Но не существовало никаких доказательств влияния Чхве Сун Силь на президента. Подконтрольные правительству СМИ с легкостью разгоняли все эти слухи.
Но, как иногда бывает, помог случай. Выходя из одного из своих многочисленных фондов, Чхве Сун Силь забыла планшет, но, не захотев за ним возвращаться, попросила менеджера отдать его ближайшей помощнице. Менеджер решил иначе и отнес его в телевизионное агентство ЈТВС, которое нашло в нем сенсационную информацию. В общем, этот случай, пожалуй, можно назвать самым тупым провалом в истории, ведь планшет не имел ни защиты, ни шифровальных программ, и любой мог ознакомиться с его содержанием.
24 октября 2016 года журналисты телеканала обнародовали некоторые найденные документы, извлеченные из планшета, из-за этого в стране разгорелся огромный скандал. Чхве Сун Силь заявила, что это грязные политические манипуляции, но JTBC показали фотографии из ее личного архива.
На следующий день глава государства выступила с обращением, в котором призналась, что иногда передавала на редакцию Чхве Сун Силь некоторые свои речи и якобы помогала ей в деликатных личных вопросах.
Последующее цунами открытий показало, что подруга президента имела доступ к документам с грифом “совершенно секретно”, которые передавались ей через личного помощника, влияла на назначения на ответственные должности, советовала Пак Кын Хе в дипломатических и бюджетных делах. Такие сенсационные новости снизили рейтинг президента до критической отметки. И уже сейчас преобладающее большинство избирателей выступает за немедленную отставку Пак.
Почувствовав опасность, Чхве Сун Силь бежала в Германию, где заявила, что пока не может вернуться в Сеул для дачи показаний по открытым против нее делам, сославшись на плохое состояние здоровья. Прокуратура же в свою очередь требует ее срочного возвращения.
Не доверяя институтам власти, люди начали выходить на демонстрации, ведь опасаются, что наверху попытаются замять скандал. Правоохранительные органы после первой своей вялой реакции начали наконец реагировать должным образом.
Сценарии развития
Республика Корея находится в крупнейшем политическом кризисе за всю свою историю. И мало кто может предсказать, что произойдет здесь в ближайшее время, опций для решения этой ситуации не так много, и каждое возможное решение станет беспрецедентным.
За первым вариантом, который сейчас широко обсуждается в местных медиа, Пак Кын Хе таки подаст в отставку до начала процедуры импичмента. Надо сказать, что по местным законам единственное, за что можно объявить импичмент сейчас, – это государственная измена. Поэтому, чтобы не допустить этого, она может сама покинуть свой пост. К тому же нужно понимать, что, когда следователи начнут работать с Чхве Сун Силь, всплывут новые факты коррупции в высших эшелонах власти, что приведет к еще большему политическому обострению. С этой точки зрения, вероятность отставки и проведения внеочередных президентских выборов очень высока.
Но есть и второй вариант, который нельзя исключать, – протест постепенно перерастет в полноценное силовое противостояние, которое может привести к серьезному внутреннему конфликту и падению корейской экономики. В этом случае важную роль играет позиция Вооруженных сил, правоохранительных структур и главного союзника Кореи – США. Пока она неизменна – поддерживать конституционный порядок и соблюдать законность. Но как они себя поведут в случае эскалации, трудно прогнозировать.