Корни путинизма

Корни путинизма

В недавно вышедшей книге Михаила Зыгаря описан ад, творившийся между первым и вторым туром президентских выборов 1996 года, когда Ельцина подкосил инфаркт. Болезнь действующего президента скрыли, причем самыми грязными методами, врали всем: избирателям, журналистам, политическим конкурентам. На ТВ крутили «консервы» со старыми записями, сотрудники штаба фальсифицировали интервью. «Члены аналитической группы однажды даже для вида одеваются как на записи месячной давности, приезжают в пустой Кремль, сидят там, делая вид, что встретились с Ельциным, и уезжают». Однако это никого не смущало. Александр Любимов говорил тогда: «Ну, если надо будет избрать тело, изберем и тело».

В результате соратники буквально втащили безжизненное тело Ельцина на носилках из лжи и манипуляций в президентский кабинет. Они до сих пор уверены, что действовали в благих целях. Как и проклинаемые ими большевики, они руководствовались известным принципом: цель оправдывает средства. Коммунисты 20-х стремились любыми средствами превратить «отсталый капитализм» в передовой социализм. «Реформаторы» 90-х – застойный социализм - в прогрессивный капитализм. А через пару десятков лет получилось одно и тоже: полуфеодальная восточная деспотия. Может быть так произошло потому, что никакая цель не может оправдать подлые средства? Может быть, наоборот, именно средства определяют результат любого общественного движения? Если средства гнилые, то и результат - плачевный, независимо от цели.

Да и с целями тоже не все так просто. У любой человеческой деятельности есть коллективная декларируемая цель, которую участники забега к ней гордо пишут на груди. Например: «Вперед к победе коммунизма!». А есть индивидуальная неафишируемая задача, которую бегущие скромно оставляют на задней части футболок. Так вот у правящей элиты 90-х на груди было написано: «Вперед к демократии и рынку!», а на спине: «Очень хочу сколотить капитал». Это относится к большинству представителей тогдашней власти: от системных либералом до чекистов.

Они, конечно, в основном были за рынок, а некоторые даже за демократию, но понимали (или интуитивно чувствовали), что идет глобальный передел собственности - такой шанс обеспечить себя и потомков, сколотив состояние, может выпасть только один раз в жизни. И это было важнее всего.

Когда Ельцин окончательно физически развалился, новой «элите» понадобился человек, способный защитить «прихватизированные» капиталы. В любой олигархической структуре службу безопасности возглавляли бывшие КГБешники. А начальником охраны (официально президентом) олигархического колхоза «Государство Россия» наняли чекиста Путина. Однако, как принято в бандитском Петербурге, эта "крыша" вскоре стала подлинным хозяином бизнеса, который была призвана охранять.

Игорь Эйдман