Косово и Сербия — на грани нового конфликта

Косово и Сербия — на грани нового конфликта

26 марта в Косове задержали члена сербского кабинета министров Марко Джурича. Несмотря на запрет косовских властей, он приехал в непризнанную республику, чтобы принять участие в круглом столе по улучшению отношений между Белградом и Приштиной. В знак протеста члены партии «Сербский список» объявили о выходе из состава правительства Косова. Как новый виток напряжения может сказаться на европейской перспективе Сербии, которую Брюссель внес в число приоритетных кандидатов на вступление в ЕС?

Сербы — на пути к автономии в Косове

Три министра и вице-премьер из политической партии «Сербский список» вышли из состава коалиционного правительства Косова. Так сербские чиновники непризнанной республики отреагировали на задержание Марко Джурича, который возглавляет в Сербии канцелярию по Косову и Метохии. 26 марта он приехал в Косовску-Митровицу для участия в круглом столе «по улучшению отношений между Белградом и Приштиной». Причиной задержания Джурича стал запрет косовский властей на въезд из-за обвинений в разжигании розни. Политика в наручниках вывели прямо из зала заседания. Его доставили в полицейский участок, а позднее депортировали в Сербию. Между тем у здания, где проходил круглый стол, произошли столкновения между полицией и сербскими активистами, в результате которых пострадали несколько десятков человек. Ранее косовские силы безопасности запретили въезд и другим членам правительства Сербии: министру обороны Александру Вулину, главе президентской администрации Николе Селаковичу и министру культуры Владану Вукосавлевичу.

Президент Сербии Александр Вучич назвал косовских полицейских «террористами» и обвинил европейскую миссию EULEX, которая помогает Приштине создавать правоохранительную систему, в прямой поддержке действий полиции Косова. Во вторник, 27 марта, глава европейской дипломатии Федерика Могерини с экстренным визитом отправилась в Белград. Встреча с сербским президентом Александром Вучичем длилась два часа. Собеседники констатировали, что «в национальных и государственных интересах Сербии сохранять мир, стабильность и прогресс на пути в ЕС». Отреагировала на инцидент и российская сторона. По сообщениям сербских СМИ, Александр Вучич провел телефонный разговор с Владимиром Путиным. МИД России назвал действия косовской полиции провокацией, а позицию европейцев, которые «наблюдали со стороны», неприемлемой.

Члена сербского кабинета министров Марко Джурича задержали в Косово 26 марта. REUTERS/Laura Hasani

По словам главы белградского Центра евроатлантических исследований Елены Милич, риторика Белграда и Москвы в косовском вопросе всегда была созвучной. В искренность проевропейской направленности сербских властей она не верит. «Наша международная политика все меньше и меньше соответствует ЕС. Для действующего режима выгодно сидеть на двух стульях», — говорит эксперт. Елена Милич полагает, что Москва будет поддерживать сценарий разделения Косова, что «позволит ей оправдать аннексию Крыма и при этом посеять нестабильность на Балканах». «Я не удивлюсь, если Вучич выступит с таким предложением», — прогнозирует эксперт. Сценарий разделения Косова она называет опасным для всего региона, поскольку это может стать прецедентом для Боснии и Герцеговины, Македонии и других балканских стран.

Открыто в поддержку о разделении Косова сербские власти никогда не высказывались. Но этот сценарий неоднократно обсуждали на разных встречах в том числе и с представителями Приштины. Об этом RFI сообщил бывший высокопоставленный чиновник в Белграде. На этой неделе партия «Сербский список», которую связывают с именем Вучича, не только объявила о выходе из правительства Косова, но и сообщила, что 20 апреля приступит к самостоятельному созданию некой автономии в виде Сообщества сербских муниципалитетов в Косове. Глава канцелярии по Косову и Метохии Марко Джурич дал понять, что этой инициативе будет оказана поддержка в Белграде.

Сербия перед выбором между Россией и Западом

В апреле 2013 года Приштина и Белград при европейском посредничестве подписали Соглашение о принципах нормализации отношений, а через два года заключили договор о Сообществе сербских муниципалитетов. Однако косовский Конституционный суд отверг предложения по формированию сообщества. Сербия не признает косовский суверенитет, однако ради сближения с ЕС была вынуждена начать диалог с Приштиной. Однако с новым витком напряжения процесс зашел в тупик.

«Мы уверены в том, что Сербия с европейской интеграцией будет вынуждена официально признать Косово. Наш план — остановить этот процесс. Мы выступаем за тесные отношения с Москвой, потому что Россия борется за сохранение Косова в составе Сербии даже больше, чем сама Сербия», — говорит член националистической Радикальной партии Александра Белачич. Политику «сидения на двух стульях» Белграда она называет «нечестной игрой» в отношении Москвы, хоть и приветствует отказ властей присоединиться к европейским санкциям против России.

В октябре прошлого года госсекретарь США по делам Европы и Евразии Хойт Брайан Йи в ходе визита в Белград призвал Сербию «перестать сидеть на двух стульях», балансируя между Россией и Западом. Это заявление вызвало критику со стороны сербского минобороны, которое назвало его «тяжелым актом публичного и недипломатичного давления».

Большинство сербов считают Россию главным финансовым помощником и торговым партнером Белграда, хоть на самом деле таковым является Евросоюз. По словам главы белградского Центра евроатлантических исследований Елены Милич, это фейковый нарратив, который распространяют пророссийские СМИ и политики в Сербии. Три четверти инвестиций в Сербию поступают из стран Евросоюза, а Белград каждый год получает по 200 млн евро помощи на реформы.

Сербия не признает косовский суверенитет, однако ради сближения с ЕС была вынуждена начать диалог с Приштиной.REUTERS/Ognen Teofilovski

Парадокс в восприятии объясняется тем, что российское влияние еще никогда не было таким сильным в регионе, говорит бывший высокопоставленный сербский чиновник. Оно нарастало последние 10 лет, после провозглашения независимости Косова. Именно в 2008 году «Газпром нефть» купил контрольный пакет акций самой крупной сербской компании Naftna industrija Srbije («Нефтяная индустрия Сербии»). Россия и Сербия начали активно развивать военное сотрудничество.

«До сих пор европейские партнеры недооценивали российское влияние, основываясь в основном на статистике. Мол, посмотрите, три четверти торговли Сербии приходится на европейские страны. Но, когда вы спрашиваете людей, кто первый инвестор, говорят — Россия. Очевидно, что существует большая проблема в плане коммуникации. Мне кажется, в Брюсселе уже поняли эту проблему и будут работать над этим», — говорит бывший чиновник.

Депутат от оппозиционной социалистической партии Наташа Вучкович считает, что за 18 лет процесса евроинтеграции общество потеряло надежду на вступление в ЕС в том числе и потому, что не ощущает в повседневной жизни результата реформ. «Экономический кризис 2009 года привел к тому, что ЕС потерял интерес к Балканам. С отступлением ЕС усилилось влияние других стран, в том числе и России, Китая, Турции. Это абсолютно естественно, но если приоритет правительства — вступить в ЕС, то оно должно всеми методами коммуникации это продемонстрировать», — говорит депутат.

Эксперты допускают, что расширение российского влияния подтолкнет Брюссель к более решительным действиям, одним из которых они называют открытие главы 31 переговорного досье о вступлении Сербии в ЕС. Она касается международной политики и безопасности, которая должна быть приведена в соответствие с европейской.

Елена Габриелян